03-10-2009
У преподобного старца Серафима по Промыслу Божьему оказались в одной
дате – 19 июля (1 августа нового стиля) – день рождения, день обретения
мощей и прославления в 1903 году, и день второго прославления после
второго обретения мощей в 1991 году.
Святые мощи преподобного
Серафима обретались дважды: в 1903 году и в 1991 году в Казанском
соборе, тогда – музее религии и атеизма Петербурга. 1 августа 1991 года
состоялось второе всенародное прославление преподобного Серафима,
которое стало переломным моментом, ознаменовавшим начало возрождения
Церкви в России.
Не грозным огненным серафимом, но кротким
старцем, с надеждой и утешением приходит к нам, недостойным, теплый
заступник наш, батюшка Серафим, победивший незлобием своим духа злобы.
Православный народ верит, что по его святым молитвам земное отечество
наше навсегда останется православным, и исполнится его пророчество о
спасении России: "Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий
к великой славе".
Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор,
родился 19 июля 1759 года (по другим источникам – в 1754 г.) в городе
Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена
знамениями милости Божией.
Когда в детстве мать взяла его с
собой на строительство храма, и он упал с колокольни, Господь сохранил
его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении
обещала матери исцелить его.
Вскоре вблизи их дома с крестным
ходом несли Курскую Коренную икону "Знамения" Пресвятой Богородицы,
мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро
поправился. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и
мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с
которым преподобный не расставался до конца жизни.
18 августа
1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим
("пламенный") и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже
в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть
святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по
воздуху в окружении Небесных Сил.
В 1793 году святой Серафим был
рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу
пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье, на берегу реки
Саровки.
Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный
возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с
воздетыми руками молился на камне: "Боже, милостив буди мне, грешному".
Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного
разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в
третий раз исцелила его.
По выздоровлении преподобный Серафим
три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего
пребывания в пустыни, затворился в монастырской келье.
За любовь
к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных
даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со
святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась
подвижнику и разрешила окончить затвор.
Преподобный старец стал
принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным
утешением, с любовью называя всех: "Радость моя, сокровище мое".
Всех
обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры,
объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он
убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово
преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и
чудотворениями.
Многие воины, получившие благословение от
преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам
остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил
сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для
девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину.
Царица
Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833
года преподобный Серафим предал душу Господу, во время
коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.
Впервые
преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной
Церковью в лике святых летом 1903 года при деятельном участии и даже по
настоянию царя Николая II. После блаженной кончины старца в 1833 году
память о нем бережно сохранялась в верующем народе.
Безыскусные
рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас
сестры Дивеевской обители, "сироты батюшки Серафима", а также пламенный
его почитатель – "служка Божией Матери и Серафимов" Н.А. Мотовилов,
записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной
цели христианской жизни.
Прославлению батюшки Серафима послужил
и архимандрит, впоследствии митрополит, Серафим (Чичагов), в конце XIX
столетия еще блестящий гвардейский полковник Леонид Чичагов, который
составил знаменитую "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря",
преподнесенную им Государю Николаю Александровичу.
В годину
страшных испытаний, предсказанную святым старцем, митрополит Серафим
принял мученическую кончину от рук богоборцев, и сам был прославлен
Русской Церковью в лике святых.
На докладе Святейшего Синода с
решением о прославлении Государь Император начертал: "Прочел с чувством
истинной радости и глубокого умиления". Весь русский народ во главе с
Государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 19 июля
1903 года оно состоялось – в присутствии Царской Семьи, при огромном
стечении народа.
На торжества в Саров со всей России съехались
около трехсот тысяч человек. Сопровождалось оно неисчислимыми чудесами
и исцелениями. Государь и Великие Князья вместе с архиереями несли раку
со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.
В беседе с
Мотовиловым старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в
стяжании (обретении) Духа Святого, объяснял условия этого стяжания –
трезвение души и духа, чистота плоти, и его средства – пост, молитва,
добрые дела.
Он говорил о том, что Бог близок каждому, и лишь по
всеобщей хладности к вере, люди утеряли способность видеть Бога и
распознавать истинные явления Святого Духа. Он показал Мотовилову, что
значит пребывать в полноте Духа. Кульминационный пункт беседы наступил
тогда, когда по молитве старца Н. Мотовилов телесными глазами узрел
происходящее с ним самим и Серафимом чудо преображения – оба они
оказались в сиянии Фаворского света.
Тысячи шли к нему с
душевною нуждою, с тяжким вопросом совести, за советом по важным делам,
личным и семейным. А теперь не тысячи, а миллионы верующих устремляют к
нему свои молитвенные воззвания, и каждый – со своей особенной нуждою,
каждый – со своей болезнью сердца, все – с живым упованием услышания и
помощи.
Память преподобного Серафима, Саровского чудотворца отмечается 2/15 января и 19 июля/1 августа.
|