03-10-2009
Название центральной части Анатолийской территории в Турции –
Каппадокия – переводится по-разному, с персидского оно означает "земля
красивых лошадей", и там действительно когда-то разводили лошадей. Каппадокия – край геологических чудес расположена между городами
Кайсери, Нииде и Кыршехир;. Если более точнее, Каппадокия имеет форму
треугольника с вершинами в Ургюпе, Аваносе и Невшехире. Земля Каппадокия – вулканические туфы, образовавшиеся в результате
извержения двух вулканов много тысяч лет назад, которые использовались
для создания жилья, церквей и целых подземных городов. Из-за вулканической пыли земли Каппадокии отличаются необычайной
плодородностью и по сей день. Каппадокия стала убежищем для первых
христиан, которые создали более 3 000 церквей в скалах и украсили их
многочисленными изображениями библейских событий. В первые века христианства только Каппадокия дала Православной Церкви
великих святителей и мучеников: Василия Великого, его брата Григория
Нисского, Григория Богослова, великомученика Пантелеимона,
великомученика Георгия Победоносца и др. Каппадокия явила и великих
воинов-христиан. Каппадокийцы были лучшими солдатами Римской империи, и
среди них было самое большое количество верных учению Христа воинов,
замученных язычниками – императорами. Православная вера пришла на Русь из Царьграда (Константинополя) вместе
с крещеной Ольгой-псковитянкой. Вполне возможно, что эмиграция русского
дворянства и воинства в Турцию, в Стамбул после 1917 года была
промыслительным событием – русские возвращались в Византию, на родину
своей Православной веры. На днях в Турции, в Каппадокии состоялся турецко- российский Форум,
организованный Министерством культуры и туризма Турции при участии
Капподокийской Высшей школы туристического менеджмента, на котором
побывала сотрудник Паломнического центра Псковской епархии "Вертоград"
Галина Павловна Сурусова. Галина Павловна, что это за Форум в Каппадокии, кого собирали и ради чего? Министерство Турции пригласило российских специалистов для исследования
Каппадокии. Министерство туризма и культуры Турции специально для нас
организовало Форум, чтобы показать русским людям православные святыни
Каппадокии. В делегацию из 150 человек вошли ученые, духовенство,
историки, представители туриндустрии и паломнических служб России. Нашей делегацией от РПЦ, членом которой посчастливилось быть и мне,
руководил епископ Егорьевский Марк (отдел внешних сношений РПЦ). Мы
посещали Анатолию, ту область в Турции, которая называлась в первые
времена Христианства Каппадокией. Мы знаем, что большинство из нас представляют Турцию только как систему пляжей и недорогого качественного отдыха? Да, Турцию открыли лет пятнадцать назад наши "челноки", но Турция –
довольно молодое государство, в прошлом это часть православной империи
Византии со столицей Православия – Царьградом (Константинополем),
теперь – Стамбул. Для русских – это родная земля, к нам отсюда пришла Православная вера,
правда, многие живущие в России, об этом не знают. Не знают, в
частности, что такое Каппадокия. Представители нашей туриндустрии признались, что за полтора дня в
Каппадокии, сделали много открытий для себя, мы все многое узнали за
эту неделю Форума в Каппадокии. И я представляю, сколько обретет там
православный русский человек, если побывает в Каппадокии, в Турции. Эта
земля – безсценная сокровищница Православия. Да и вообще, эту историю, эту землю должен знать каждый образованный
человек, и лучше всего ее узнавать со школьной, студенческой скамьи,
потому что наш, русский путь к Православной вере, начинался и в
Каппадокии тоже. Что же такое Каппадокия? Это высокогорная земля в центре Турции, туда трудно добраться, мы из
Стамбула тоже летели самолетом, происхождение этой земли –
вулканическое. Вулканические скальные образования, и сама природа здесь
удивительны, в этой породе выстроены сотни церквей, монастырей, целые
подземные города, тысячи часовен. Это необыкновенное уникальное историческое наследие, наследие церковной
истории, становления Православной Церкви. Выступающая с турецкой
стороны на Форуме госпожа Алев Алати, удивительный человек,
писательница, болеющая душой о судьбе Каппадокии, сказала, что главная
проблема, которую они хотели бы обсудить вместе с нами – изучение
Каппадокии, о которой не устоявшихся знаний. Госпожа Алати выразила надежду, что православные богословы, русские
специалисты – византологи, историки и археологи помогут прочесть тексты
фресок в храмах, помогут систематизировать знания о Каппадокии. В храмах Каппадокии есть богослужение? Православные церкви в Кападокии открыты для туристов, но в них нет
литургической жизни, они не действуют, христиане покинули эту
местность. И более того, турки, не умея перевести византийские тексты
названий храмов, фресок, не зная наших святых, называли храмы
ассоциативно: церковь "С сандалиями" – они увидели на Иисусе Христе
сандалии и так назвали храм. А так как Каппадокия – родина Георгия Победоносца, как и многих других
храбрых воинов-христиан, увидев фреску, на которой изображен
великомученик Георгий, повергающий змия, назвали церковь "Змеиная".
Рядом с одной из церквей растут яблони – храм получил название Церковь
Эльмалы – "Яблоневая". Что удивительно, ведь продолжаются Пасхальные праздничные дни до
Вознесения, и мы в тех храмах, куда нам удалось зайти, пели Пасхальные
гимны, возможно, впервые за несколько столетий. Это было радостное и
необычное ощущение. Каковы Ваши непосредственные впечатления от Каппадокии, Галина Павловна? Вы знаете, когда я посещаю новые, неизвестные мне святыни, у меня
всегда много вопросов. И такой вопрос возник у меня в Каппадокии: была
такая сильная Православная страна, и что же должно было произойти, что
она стала мусульманской? И наша святыня – Собор Софии Премудрости Божией в Константинополе стал
мечетью Айя – София, ныне это музей? Почему стоят пустыми византийские
церкви и монастыри Каппадокии? Они не разрушены мусульманами, но там
нет Литургии, там нет священников…Нам сказали, что в 1924 году турки
резали греков, и греки покинули Каппадокию. Трудно в истории искать
виноватых и обвинять, есть нам один Судья – Господь. Да, историю судить нелепо. Учиться у нее надо. И турки нас очень просили на этом Форуме, для чего
они его и собрали, чтобы мы смогли им помочь составить хорошие тексты о
Каппадокии, где была бы грамотно представлена история Каппадокии,
храмов, фресок, верно переведены храмовые тексты. С нами были и искусствоведы, знающие Византию, историки, археологи,
снимали фильм о Каппадокии, и будут писать тексты о каппадокийских
святынях, чтобы этими текстами могли бы пользоваться туроператоры,
экскурсоводы в Турции, чтобы они были полезны тем, кто посещает не
только пляжи Турции, но хочет узнать историю Православной империи
Византии – второго Рима. Интересно, турецкие экскурсоводы тоже признавались, что, благодаря нам,
узнали историю Турции. Так что открытий много сделали обе стороны: и
гости, и хозяева. Каппадокия – это земля великих святых – "великих кападокийцев", а
святых, названными "великими", в нашей истории Православной Церкви не
так много, и большинство из них родились и стали великими на этой
вулканической скале Каппадокии. Епископ Марк сказал, что благодаря такой великой личности как святитель
Василий и было так широко распространено христианство в Каппадокии. Это еще было связано с периодом иконоборчества YII-XIX вв., когда
монахи бежали из Константинополя, а их там было более тридцати тысяч.
Константинополь являлся, в некотором роде, столицей монашествующих, они
бежали в Каппадокию, устраивали здесь пещерные храмы и подземные
монастыри, спасаясь от преследований и сохраняя чистоту веры. Кто- то уходил из Константинополя в Крым до Бахчисарая, кто – то в
южную Италию, но там пещерные монастыри не сохранились, а в Каппадокии
остались. В каппадокийских храмах население спасалось от
турок-сельджуков и жили в них до 50-60-х гг. XX столетия, потом
началось строительство городов в Турции. Как все меняется, Слава Богу! Турки воевали с Российской империей, а теперь зовут помогать. Да, представители Каппадокийской Высшей школы, Министерства культуры и
туризма Турции делали свои выступления на фоне изображения Святителя
Василия Великого и великомученика Георгия Победоносца. Явно
чувствовалось искреннее уважение турецкой стороны к наследию
православной Каппадокии, к ее истории. Они говорили, что им не столько важны проблемы гостиничного сервиса,
сколько сохранение богатейшего исторического наследия Каппадокии для
христианского мира. Одно из турецких турагентств выиграло даже грант по сохранению и
восстановлению церкви, 120 пещерных домов, будущих гостиниц и кафе для
туристов Каппадокии. Каппадокия – место подвига нашего святого Иоанна Русского? Мы побывали в том месте, где находился в турецком плену святой
праведный Иоанн Русский. Святой Иоанн Русский – один из самых
почитаемых святых в Греции, он был в плену у турок в Каппадокии, жил на
скотном дворе, над ним издевались окружающие. Турецкий паша потребовал у него ответа, почему тот упорствует и не
желает переходить в ислам, на что Иван ответил: "Я верую в Бога моего
Иисуса Христа, мне не страшны пытки и мучения, от них моя вера
становится еще крепче". Паша был потрясен ответом. Святой Иоанн русский
скончался 27 мая 1730 года. Местные христиане предали с почестями земле его тело, однако когда
через 3,5 года могилу Ивана вскрыли, очевидцы стали свидетелями чуда –
тление не тронуло тела праведника. Когда греки бежали из Капподокии от резни, они взяли с собой нетленные
мощи святого мученика Иоанна Русского, покровителя воинов, и теперь они
покоятся на греческом острове Эвбея и в Пантелеимоновом русском
монастыре на Афоне. В Греции особо почитают этого русского праведника.
Многие считают св. Иоанна молитвенником и заступником заверу
Православную. Ваша поездка в Каппадокию была рабочей, но где же вы побывали? Мы были в двух больших городах Каппадокии – на родине Григория
Богослова – Назианзе (Нииде) и в Кайсери. Турецкая сторона нам показала
не только возможности православного паломничества, но и экзотику Турции
– ковровое ремесло, обработка драгоценных камней… Нас впечатлило знакомство с Высшей Каппадокийской школой, которая была
создана специально для развития этого региона Турции. Подписано
соглашение между Каппадокийской Высшей школой менеджмента и Российской
Академией международного туризма, чей филиал есть в Пскове. Чтобы туристически осваивать Каппадокию? Да. Они очень умно построили систему менеджмента: показывать то, что
есть и развитию чего может помочь туризм: ремесла – виноделие,
гончарное производство, ткачество и т.д. Это основа жизни региона, а жизнь ремесел может продолжаться при
востребованности их как туристического продукта, это же дает населению
заработок, помогает жить. Нам показывали и шоу дервишей, и танцы, и
ремесла, караван-сараи, снежные вершины гор, полеты на воздушных шарах
– все в совокупности. А условия проживания? Мы жили в замечательных гостиницах, передвигались на комфортном
транспорте – я там не видела ничего, чтобы напоминало наши старенькие
"Икарусы". Прекрасные дороги – все европейского уровня. К счастью, в Каппадокии нет огромных рекламных щитов, которые закрывают
пейзаж и делают его неузнаваемым, не историческим. Каппадокия сохранила
историчность, патину пейзажа, и мы видели то, что видели наши Великие
Святители. Было полное ощущение, что мы находимся в мире первых
христиан, в Кайсери уже были щиты, все, как везде. Да, щиты, указатели, реклама, их размеры и агрессивность – это катастрофа. Согласна. Если бы не было такой безграмотной рекламы, исторический пейзаж места был бы более правильным, правдивым. Зачем же ехать в Каппадокию, Галина Павловна? Наверное, мы в каждой поездке открываем новый мир, другой, который не
знали. И открываем его через людей, которых раньше тоже не знали. Я
рада и благодарна Богу, что с нами были наши специалисты-ученые,
прекрасный ученый знаток Византии С.А. Беляев, искусствоведы и
преподаватели московских вузов Нина Валерьевна и Елена Михайловна.
Владыка Марк, священник Сергий из Московской Патриархии и священник
Павел от Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры, высокообразованные,
достойные священники. Меня на этом Форуме удивили люди: и наши, и турки. И, конечно, храмы каппадокийские, они внешне – скалы, а внутри красота
и божественная гармония, вот также в Православии, где главное все-таки
"внутренний человек". Можно восхищаться Петрой в Иордании, где
прекрасная форма, вообще язычество отличает великолепие форм, здесь, в
Каппадокии, вулканическая порода, а внутри храмы поражают своим
содержанием. Петра ведь тоже пещерный город, но Петру посмотришь и забудешь, а здесь
наполняешься, будто дотронулся до какой-то вершины и когда спустился
обратно, тебя эта вершина снова зовет. Наши паломники в древности
совершали длительное паломничество в Царьград, в Эфес к месту
захоронения св. Иоанна Златоуста, потом шли к святителю Николаю в Миры
Ликийские, и далее в Палестину, на Святую Землю. Каппадокию обходили, оставляли в стороне, не было времени посетить и
поклониться, и сейчас мы про нее мало знаем. Ее можно сравнить с
Псковом, который тоже не очень хорошо знают, он остается где-то в
стороне от больших и известных дорог, а величие его, как и Каппадокии,
не сразу поймешь и оценишь, его можно увидеть только духовными очами, и
для этого необходимо потрудиться. Епископ Марк на Форуме сказал, что мы
приехали сюда для сотрудничества и соработничества, но не только для
того, чтобы создать текст и фильм о Каппадокии, а чтобы приобщить наш
народ к сокровищнице цивилизации и веры. В свою очередь с турецкой стороны госпожа Алев Алати, представительница
Каппадокийской Высшей школы отметила, что Турции нужна наша помощь не в
строительстве гостиниц, а в изучении Каппадокии, о которой нет
устоявшихся знаний, чтобы возможно было изложить их в письменном виде и
понятно в историческом плане. Алев Алати сказала: "Я, как турчанка,
мусульманка не хотела бы ошибаться и давать ошибочные сведения по
истории Каппадокии и ее святынях. Мы хотим иметь выверенные материалы, а это работа для энтузиастов, но
полученными данные, будут переведены на популярные языки, и ими будут
пользоваться туроператоры, экскурсоводы, туристы, паломники, водители". То есть, турецкая сторона повышает, таким образом, интерес к
Каппадокии: туризм развивает территорию Каппадокии экономически, а мы
открываем свои Православные святыни? Это действительно взаимовыгодное
сотрудничество. Да. Сейчас Каппадокию посещают японцы, испанцы, французы, нас, русских,
очень мало. И турки искренне признались, что без нас они не смогут
"прочитать" Каппадокию и открыть ее миру. Каппадокию может понять
человек православный, с православной душой.
|