РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Дедовичи. Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
21-02-2013


Вышла в свет первая «приходская книжка».

В нашей Псковской епархии хорошо знают Архимандрита Павла (Кравца), благочинного Дедовического и Порховского округов.

Помнится, лет семь назад, прямо среди лесов, возле, только что срубленной часовни в Никандровой пустыни, игумен Павел служил Литургию в день памяти преподобного Никандра пустынножителя, и, утешая молящихся под открытым небом, просил нас «радостно потерпеть», потому что на улице было минус три, октябрь.

Никто не замерз, а, наоборот, тебя будто обдавало теплом. Священник Павел (Кравец) относится к тем служителям Церкви, которые во все время своего служения пекутся о строительстве и восстановлении храмов, но строят не только церковь, а и приходскую жизнь возле нее.

Его приход - все Дедовическо-Порховское благочиние с центром в храме Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг которого устроилась настоящая обитель.

И вот по благословению Его Высокопреосвященнейшего Евсевия Архиепископа Псковского и Великолукского только что вышло в свет иллюстрированное издание «Под Покровом Божией Матери. История и современность», рассказывающее о храме, жизни прихода и прихожанах, о Покровской обители.

Приход в Дедовичах - особенный, и книжечка получилась особенной, интересной, своеобразной приходской книжкой, которая сохраняет ясность простой речи отца архимандрита и ее украинскую цветистость.

Книжечку и буклетом назвать неловко, потому что в ней - жизнь человеческая в Боге. О каждом православном Покровского прихода рассказывает отец Павел просто и сердечно.

Например, о рабе Божией Зинаиде в книжечке написано: «Мы зовем ее бабой Зиной. Необыкновенно добрый человек. Некогда она возглавляла очень крупный совхоз, а, выйдя на пенсию, оставила все, забыла свой властный тон и смиренно несет послушание свечницы.

Удивительно и поучительно то, что, живя в соседней деревне, она добирается до храма почти каждый день пешком 5 километров, и это несмотря на все ее болезни. Спаси Господи!».

Или о матушке Нонне: «Удивительно видеть, как она себя ограничивает в еде, кормит всех бездомных кошек и собак, которые, как по расписанию, дежурят возле ее келии, никому не причиняя беспокойства. Милая, простая, никого не осуждает».

О другой насельнице Покровской обители: «Моя милая матушка Антония, наша старица, настоящий образец монашества и любви ко Господу! Она никогда никого не осуждает, и очень чувствуется ее молитвенное предстательство. В свои 93 года немощная, старенькая, опираясь на две палочки, в любую погоду, она идет в храм и утром, и вечером. Очень интересно слушать ее рассказы об обителях, в которых она была... А еще больше мы любим, когда она рассказывает нам смешные истории, которые происходили с отцом Павлом, а потом мы ему это припоминанием. Что бы он не забывал, что в молодости тоже был озорной, и не ругал нас за наши проделки».

О иеромонахе Августине: «В трудные послевоенные годы в Троицком храме в селе Болчино служил игумен Августин - человек удивительной судьбы. В раннем детстве он стал сиротой, воспитывался у бабушки, которая тяжелым трудом добывала пропитание для внука. Единственными друзьями мальчика в детстве были кошки, которых он очень любил до конца жизни.

Отец Августин рано стал иеромонахом, служил в Перми при архиерейском доме, затем на корабле у адмирала Колчака, был духовником в Белом движении при адмирале Колчаке.

После гибели адмирала попал в Китай и находился там до окончания Великой Отечественной войны, потом, поверив, что «ничего не будет», вернулся в Россию и отбыл 15 лет заключения в Тайшете, освободился, служил в Дно.

Перевели отца Августина в Болчино из-за кошек, которых у него было неимоверное количество. Жил в сторожке при храме до 90 лет, пока отец Павел забрал отца Августина в Белое, и последние три года жизни прожил игумен ухоженный, ни в чем не нуждаясь. Похоронен в себе Белое возле храма, но его с большой любовью помнят и в Болчино».

О каждом храме благочиния в книге дается простая внятная характеристика: когда построен, когда восстановлен, какие идут службы и когда, есть ли приход. Из книги о Покровской обители узнаются живые исторические факты, и расцветает земля Дедовическая храмами, большими и малыми.

Везде, где только возможно, стараниями отца Павла в храмах порховской земли идет молитва. И даже в маленькой церкви Грузинской иконы Божией Матери в Хохловых горках, где нет прихода, и храм, как сирота, без священника, службы проводят священнослужители Покровского обители. Около десяти храмов восстановлено, построено в Благочиние Архимандритом Павлом с Божией помощью и людской.

В селе Бельское Устье, где находится детский дом, в котором живут больные дети, дети алкоголиков, построили церковь в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», чтобы в храме можно было крестить, причащать несчастных ребятишек и духовно окормлять население Бельского Устья. В этом селе разрушается старый классический храм Вознесения Господня, но средств на его восстановление пока нет.

Первый свой храм отец Павел начал восстанавливать из руин в 1972 году, когда 1 апреля иеромонах Павел приехал в село Белое, куда был назначен настоятелем храма в честь Рождества Богородицы.

Храм отец Павел восстановил и прослужил в нем 20 лет. Затем отец Павел был благословен Владыкой Владимиром (Котляровым) восстанавливать церковную приходскую жизнь в Дедовичах. Отец игумен с прихожанами с 1989 года, восемь лет, строит храм Покрова Божией Матери. Вокруг храма Покрова Пресвятой Богородицы и родилась Покровская обитель, где вместе с отцом настоятелем служат несемейные священники, проживают и несут различные послушание в храме и по хозяйству старицы - монахини, труженики и труженицы общим числом более 30 человек. Но случилось страшное испытание - храм вскоре сгорел, и только икона св. Николая сохранилась от огня, как благословение на будущее строительство.

Новый Покровский храм был построен из бывшего кинотеатра, рядом с древним кладбищем. В Послесловии к книге о Покровской обители Архимандрит Павел благодарит людей, которые внесли свою посильную лепту в это издание и пишет: «Спаси Вас Господи, дорогие благодетели, потрудившиеся над составлением этой книги и оплатившие ее издание.

Для нашей обители - это драгоценный дар. Возможно, кто-то из читателей не воспримет со всепрощающей любовью ее простоту, заподозрит какое-то лукавство или неправду, и я, зная ее несовершенства, искренне прошу прощения за авторов. ...Испрашиваю Вам, дорогие читатели и наши благодетели, Благословение Божие, Покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство Святителя Николая и всех псковских святых. Храни Вас Господи! С почтением к Вам, Архимандрит Павел с братией и старицами-монахинями».

Подобных изданий пока наша Епархия не знает. Правда, в этом году вышел очень удачный буклет храма свв. Апостолов Петра и Павла, что на острове Верхний в Псковском озере. Книга «Под Покровом Божией Матери» - скромный современный патерик о церковной жизни, получилась мудрая и красивая, она будет интересна, думаем, не только верующим людям. А информационная служба Псковской епархии уже второй год собирается в путешествие по Дедовическому благочинию к старицам - монахиням отца Павла, да все не доехать. Помоги Господи!

 

Единство в многообразии. Православная жизнь русской провинции. 

Информационной службе Псковской епархии посчастливилось встретить Светлое Христово Воскресение и Пасхальные дни Светлой седмицы 2007 года в одном из больших благочиний Епархии - Дедовичском, в которое входят Дедовичский, Порховский, Дновский и Бежаницкий районы.

Мы побывали в гостях у благочинного архимандрита Павла (Кравца), на приходах благочиния, пережили большую радость Праздника и радость встреч с православными людьми: священниками, монашествующими, певчими, помощниками отца благочинного в Покровском храме в Дедовичах, настоятелем которого он является. Мы увидели умирающие русские деревни и великолепные храмы, в которых идет литургическая жизнь и теплится неугасимая лампада нашей веры.

Мы хотим рассказать о благочинии, об отце благочинном архимандрите Павле, его большой православной семье в Дедовичском благочинии, в котором 38 храмов. Но как рассказать о многолетней жизни на деревенском приходе, в глуши скромной и тихой северо-западной псковской земли? Жизнь в русской деревне замирает, что говорит о простой истине: не стоит село без праведника. Нет праведника, и села исчезают. Сначала закрыли храмы, потом стала умирать деревня, и умирала почти девяносто лет, начиная с 1917 года. Крепкая была деревня, долго ее разрушали.

Дедовичское благочиние славится историей родовых усадеб, большей частью разрушенных, но усадебные храмы, возведенные Чихачевыми да Бибиковыми, Кутузовыми да Львовыми устояли, и литургическая жизнь в них совершается трудами и молитвами отца Павла, его священников и прихожан.

Мы расскажем о ковчеге, в котором каждой твари по паре: здесь и сторож-компьютерщик при Троицком храме в деревне Болчино, и звонарь Покровского храма Сергий, бывший скрипач и доморощенный богослов, и тишайший священник Димитрий, внимательно присматривающийся к своей пастве; и иеромонах Всеволод, настоятель Рождественского храма в Пожеревицах, и алтарник Сергий из села Белая, божий человек... Отец архимандрит Павел крепкой рукой и добрым сердцем ведет свой кораблец по этому морю жизни.

Дедовичи - районный центр, довольно чистый и спокойный. В центре поселка стоит голубая церковь с куполочками во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм недавно построен из бывшего кинотеатра, но потрясает своим благолепием, образами Божией Матери, удивительной чистотой, торжественностью служб. Пасхальное богослужение прошло будто на одном дыхании, православные стояли в храме с одиннадцати вечера и почти до пяти утра. Божественную Пасхальную Литургию совершал архимандрит Павел со служащим ему духовенством иереем Димитрием, диаконом Даниилом, а также игуменом Алексиим (Масловцом). Народа в храме было много, еще больше на Крестном ходу. И, надо заметить, народ в Дедовичах воспитанный: ни пьяных, ни хамов на Пасхальной службе не было. Но, когда игумен Алексий стал читать "Огласительное слово" святителя Иоанна Златоуста, как ад "Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася..." молящихся стало оставаться меньше, и причастились за Литургией более ста человек. Пасхальная служба прошла на каком-то удивительном подъеме, хотя и непросто было отстоять Пасхальную ночь после празднования Благовещения Пресвятой Богородицы и всех приготовлений к Пасхе в Великую субботу.

 

Архимандрит Павел на Пасхальной Литургии, обращаясь к своим прихожанам, сказал: "Владыка прислал нам в подарок цветочек - диакона Данилу, у него сегодня первая служба, Пасхальная, в диаконском чине. Мы его принимаем с радостью в нашу православную семью, в нашу дедовичскую Покровскую общину. Отец Владимир просил вас поздравить с праздником Пасхи, он назначен настоятелем в Дно, и сейчас там на службе в Михаило-Архангельском храме. Отец Александр сегодня служит в Полоное, отец Алексий (Масловец) успел отслужить в Логовино и с нами вместе продолжил совершать службу в Пасхальную ночь. Отец Вячеслав служит в Болчино. Так что все наши батюшки при деле, все празднуют Пасху Христову и все просили передать вам Пасхальные поздравления: Христос Воскресе!

После отпуста прихожане подходили к отцу Димитрию, и батюшка награждал каждого пасхальными яйцами, в ответ храму тоже жертвовали крашеные яйца. Пасхальная Литургия закончилась трапезой в доме благочинного, все разговлялись, хотелось поговорить и порадоваться подольше, и на улицу уже вышли, когда сквозь облака восходило солнышко. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Покровский храм в Дедовичах отец архимандрит строил дважды.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы погоста Высокое (ныне Дедовичи) был закрыт после 1917 года, а его настоятель Валентин Алмазов - расстрелян. Храм затем осквернили, а потом взорвали. Не было храма в Дедовичах всю советскую власть. Благословили отца Павла на строительство храма в Дедовичах Владыка Владимир (Котляров), старец Иоанн (Крестьянкин) и Митрополит Иоанн (Разумов), тогда уже бывший на покое. Он благословил отца Павла иконой Покрова Пресвятой Богородицы, и отец архимандрит знает, что Покровская обитель в Дедовичах находится под Покровом Божией Матери и Омофором святителя Николая Чудотворца. Покровский храм в Дедовичах строили с 1989 года восемь лет, но в 1998 году он сгорел, единственная икона, оставшаяся невредимой после пожара, святителя Николая сейчас находится во вновь построенном Покровском храме.

В дни Пасхи в притворе Покровского храма под стеклом в рамках расположен текст, который рассказывает о духовном смысле Пасхи, обычаях и Пасхальном богослужении. На кассе свечной лавочки вывешен ценник за требы, есть и дополнительная услуга - при требах на кладбище, куда нужно ехать, предоставляется легковая машина. Здесь же висит объявление: если нет денег на пожертвование за требы - любая треба исполняется бесплатно. При храме отец Димитрий издает "Покровский листок". Покровский храм удивляет большим количеством списков Богородичных икон. Здесь, конечно, первая икона храма - Покрова Пресвятой Богородицы, их несколько, а в притворе Покровская икона, в которой от пожара в предыдущем храме спасся только Лик Богородицы, для нее вышили красивейшую ризу.

Вышивает необыкновенные ризы для икон Покровского храма православная женщина из города Дно. Она обычно это делает за один день, рассказывают, сначала все в голове складывается, весь рисунок, а потом только - работа с молитвой, и риза готова. Богородичные иконы - молитвенное украшение храма: "Отрада и Утешение", "Семистрельная", "Всецарица", Владимирская, "Призри на смирение", Иверская, "Скоропослушница", Казанская, Тихвинская, Знамение, "Нечаянная радость", "Всех скорбящих радость" и др. Есть редко встречающаяся в наших храмах икона греческого святого Стилиана, которая попала в храм с деревенского прихода, ей молятся о здравии младенцев. В алтаре храма большая икона Святой Троицы, написал ее архимандрит Псково-Печерского монастыря Алипий. В притворе Покровского храма тебя встречают большие иконы Божией Матери Владимирская, "Всецарица" и Покровская. Красиво - глаз не оторвать от образов.

В Покровском храме служат в субботу и воскресение - Литургии, праздники и Всенощные бдения; служат, по благословению, в честь иконы Николая Чудотворца Акафист и водосвятие. Акафист с водосвятием служат храмовой иконе Покрова Пресвятой Богородице и другим образам, например, "Неупиваемой чаше", с особыми прошениями, великомученику Пантелеимону и др.

Клирик Покровского храма отец Димитрий рассказывает: "Во время перестройки встал вопрос, что выбрать. Верилось в бессмертие души, в то, что человек не умирает. С детства любил читать книжки, а в храм ходил редко, только в праздники заходил. Но, когда пошел в армию, благословился у отца Павла, подошел к нему после Литургии, он меня благословил, водой окропил святой. Мне запомнилось, как он меня благословил крестом и водой много-много окропил. Мне это на всю армию запечатлелось, и было большой поддержкой. Иконочку носил всегда при себе. По милости Божией в армии не было тяжело, я даже в церковь ходил в Иван-городе, где служил. В армии и утвердился в намерении быть в Православной Церкви, научился читать по церковно-славянски, как мог, читал потихонечку утренние молитвы и вечерние.

 

Вернулся из армии, отец Павел позвал меня на клирос, я уже умел читать: вот с 1997 года - дьякон, а в 2006 году получил сан иерея. Думаю, что те из отцов, которые приводят людей в Церковь, это священники, имеющие особый дар. Как говорит апостол Павел многие отцы руководители, но не многие отцы. Отец Павел - отец.

Господь время от времени всех призывает. Я на собственном опыте, хоть и на маленьком, убедился, что говорить, звать, убеждать почти бесполезно, люди не слышат, не идут в церковь, а те, о которых ты не думал и не заботился, книжечки не дал, но тех Господь Сам позвал. Хотел бы сказать нашим молодым людям, чтобы не боялись приходить к Богу и в Церковь. Они боятся и говорят, что, если пойдешь в Церковь, то многое нельзя, и это, и то. Не бойтесь. Приходите, жизнь продолжается с приходом в Церковь, но становится особенной, вам понравится. Если мы сделаем маленький шаг к Богу, Он потом Сам поведет нас, надо только не бояться и не стесняться.

У меня невелик опыт принятия исповеди, но бывает трогательно, и я даже сам исполняюсь чувством умиления, когда люди искренне каются, и ты вместе с ними начинаешь сокрушаться. Исповедь - это как операция, она бывает очень болезненной, поэтому нельзя говорить что-то резкое и безапелляционное, лучше иногда промолчать и положиться на волю Божию.

Все наши бабушки привыкли к службе и их умиляют больше внешние действия: когда батюшка руки поднимает в молитве, когда с Евангелием выходят, с Чашей. Я иногда сам, бывает, наблюдаю из алтаря за народом, настолько привыкнешь быть в алтаре, что народа не замечаешь, его реакций, его настроений, а так можно увидеть свои ошибки и понять, как можно лучше вести Литургию - доступнее, красивее".

Продолжение следует

"Никогда никого не зли, и никогда ни на кого не злись!"

При храме Покрова Пресвятой Богородицы вместе с отцом-настоятелем архимандритом Павлом служат несемейные священники, проживают и несут различные послушания в храме и по хозяйству старицы-монахини, послушники и послушницы, труженики и труженицы, общим числом более тридцати человек. Это настоящая Покровская обитель.

Монахини - старицы Покровской обители архимандрита Павла живут в обычных квартирах коммунального дома рядом с церковью. На двери их келий приклеена бумажка с текстом: "Никогда никого не зли, и никогда ни на кого не злись!" Самой молодой монахине, наверное, лет восемьдесят. Когда мы, информационная служба Псковской епархии, посещали Дедовичское благочиние, тяжело отходила монахиня Нонна, ей было за девяносто, она и преставилась ко Господу на Светлой седмице.

О схимонахине обители Антонии отец Павел рассказал: "Она родом из глубоко верующей семьи тружеников, ставропольских казаков, за что отец был выслан вместе с семьей и в жутких условиях, в ссылке, помер от голода. Мать Антония тогда была девушкой Матреной. Вернулась она вместе с мамой в Ставрополье, тянула своих сестер и братьев, поступила в монастырь и воспитывалась затем под влиянием тетки-монахини. Я встретился с матушкой Антонией, когда был солдатом и служил в Новосибирске. Тогда приехал на Новосибирскую кафедру Архиепископ Павел (Голышев), и вместе с Владыкой приехала повариха, которая перешла к нему от покойного митрополита Антония из Ставрополя. Была она высокого роста, с такой казацкой здоровой выпрямкой, труженица, многие вспоминают до сих пор ее красивые вкусные столы. Она сама говорит, что любовь к людям можно передать и через обед. Она всех любит. Помню, моя мама, когда я стал монахом, очень отрицательно относилась к монашествующим, считая, что они ввели меня в заблуждение, она хотела иметь внуков, но когда она познакомилась с матушкой Антонией, то сказала: "Я видела истинную монахиню" - так у моей мамы изменилось в корне отношение к монашествующим. Когда Владыка Павел уехал за границу, матушка Антония переехала ко мне в Белую, и с тех пор она со мной. Вокруг нее стали собираться старые девы, потом появились монахини не из дев, а из вдов, и в настоящее время у меня около десяти монашествующих матушек. У нас не зарегистрирован официально монастырь, пусть его Господь регистрирует, а не органы власти. Но наш приход Дедовичский носит обительный характер, потому что у нас нет белого духовенства, нет женатых батюшек - все безбрачные".

Схимонахине Антонии 93 года. Она уверена, что путь монашества - спасительный, потому что это прямой путь к Господу. Мать Антония немного поговорила с нами, и в ее словах чувствовалась огромная сила, которая все еще есть в этой старой монахине: "Господь даже намерения принимает. В монашестве трудятся для души, но это великий труд. Трудно себя обуздывать, смиряться и все принимать. Чтобы не говорили тебе, ответ может быть только один - "простите меня, я такая есть". Никакой гордости быть не должно - в этом и спасение, это и есть путь монашенки. Старались спастись, поэтому все терпели и биения, и гонения. И больше молчания, сокрушаться о себе. Трудиться надо, не лениться, я вот сейчас такая стала, ничего не делаю.

Моих отца с матерью выслали в 30-е годы из Ставрополья на Урал, потом вернулись, ничего не было, и мы стали домработницами. Владыка у нас был Ставропольский Антоний, я у него двадцать лет прожила с 1943 года. Мне тогда было около тридцати лет. А когда Владыка Павел (Голышев) постригал меня в монашество, дал мне имя Владыки - Антония. Вот так всю жизнь я и не выходила из ворот архиерейских, всю жизнь у Архиереев прожила, день и ночь трудилась. Служила у Владыки Павла в Новосибирске девять лет, потом в Вологде, оттуда он ушел на покой. Любила трудиться, любила чистоту и порядок. У Владыки надо много работать. У нас сейчас в храме порядок, нигде такого порядка нет. Спасибо отцу Димитрию и архимандриту Павлу.

Владыка Павел очень благородный, чтобы он накричал - этого никогда не было. Большие гонения выдержал. Ни один святитель не миновал скорбей: святитель Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов - все они страдали. Когда нападет на меня уныние, терпение кончается, думаю, Господи, а ведь они же как страдали! Найди такого человека, чтобы он не переживал, это только безбожник так может жить, и то они переживают по-своему.

С отцом Павлом мы рядом более сорока лет, он еще в армии был, когда я у Владыки Павла служила, служил в Академгородке, под Новосибирском, в воинской части, а в воскресение приезжал в город, в церковь, читал Шестопсалмие. Владыка заметил, что мальчонка к Церкви прибивается, и его приголубил. Он, как закончил службу, прямо к Владыке Павлу пришел, и вот мы всю жизнь дальше вместе с отцом Павлом, с архимандритом.

Брань духовная сильная, даже у старцев, поэтому надо безпрестанно просить и молиться: Матерь Божия, дай терпения! Без искушений нельзя, Господь их посылает для нашего спасения. Не будет искушений, будет все благо - мы не спасемся. Иисусова молитва - самая великая. Все мы читаем и Евангелие, и Псалтирь, и правило, и канончики вычитываем, а пока ходишь, все время с "Господи, помилуй!" - враг этого особенно не любит, отскакивает, когда ее читаешь.

Раньше все в комсомол спешили, все, а ко Господу не идем. Как так? В комсомол - все, а к Господу?

Матушка Ефросиния из Великих Лук, пострижена три года назад в Покровской обители, постригал отец Павел. Говорит: "Рада, что я теперь здесь. А жизнь прошлую вспоминать страшно: столько работала в колхозе, что сейчас сама себе удивляюсь, как так можно было. Помню, была в Себеже на Покров Божией Матери, у меня там внучка живет, и тут меня как кто-то толкнул, думаю, надо сюда ехать в Дедовичи в Покровский храм. Приехала, так тут и осталась, потому что сына похоронила, дочка была - утонула в семь лет. Мне здесь очень хорошо, работы много, но по грехам своим, я должна еще больше трудиться".

Навестили мы и монахиню Херувиму из Болчино, матушке 91 год. Она, в основном, лежит, но нам сказала несколько слов: "Когда ушла на пенсию, говорю: "Господи! Помоги мне, день и ночь работала, больше не хочу". И Господь дал при храме Троицком работать в Болчино. Слава Богу за все!" Здесь, в Покровской обители мать Херувима на покое, есть уход, ее тут любят, она может прийти в храм и помолиться. У каждой монахини своя келья-комната. Очень помогает старицам певчая Ирина, и как все успевает эта добрая женщина!

Матушка Евпраксия тоже еще работает: сыр делает, творог, просфоры печет. У нее много работы, но большая печаль о детях и внуках: не ходят в храм... Матушка плачет.

О монашествующих архимандрит Павел сказал: "Я знал монахинь из закрытых властью монастырей, которые жили в миру и совершали полный круг монашеского правила со всеми вычитками, у них были книги. Знал своего дедушку, который жил с бабушкой, у него была дочь, моя мама, но как только он вышел на пенсию, ежедневно выполнял все правило: утром рано вставал, совершал полунощницу, потом вычитывал утреню, вычитывал часы, справлялся с домашними делами, далее вычитывал несколько кафизм Псалтири, обязательно читал один - два Акафиста - и это ежедневно. Есть "молитва воли", когда человек себя заставляет молиться и воспитывает себя в молитвенном духе, а есть молитва любви. В теперешнее время современные монахини совершают молитву воли, боясь пропустить хотя бы один тропарь. Она закончит молитвенное правило, но никто и близко не подойди, потому что там такое зло, такое самомнение, что она святая, а все вокруг нее грешные, ведь они не молятся так, как она. И есть другие, которые трудятся и совершают молитву любви. Вот матушка Антония рассказывала: "бывало, один поклон через всю койку", потому что не хватало на большее сил. Но то, что она делала, работая для Владыки и монахинь - это и выше поста, и молитвы. Мать Антония у нас личность, наш Владыка Евсевий ее любит и почитает. Когда Архиерей наш приезжает в Дедовичи, все монашенки выстраиваются, и он с каждой поговорит. Владыка понимает, что у нас здесь пристань для людей, жаждущих спасения. У нас есть планы расширяться, а для спасения возраста не существуют, и я знаю, что есть молодые лучше старых, и есть старые лучше молодых. Есть девственницы гордые и злые, а есть несчастливые в семейной жизни, но добрые и милостивые к людям. Самое главное: милости хочу, но не жертвы".

Продолжение следует

Пасха в Дедовичах. И друг друга обнимем, и ненавидящих нас простим!

 Информационной службе Псковской епархии посчастливилось встретить Светлое Христово Воскресение и Пасхальные дни Светлой седмицы в одном их больших благочиний Епархии - Дедовическом, в которое входят Дедовический, Порховский, Дновский и Бежаницкий районы.

Мы побывали в гостях у отца благочинного архимандрита Павла (Кравца) и на приходах благочиния, о чем в скором времени на нашем сайте вы сможете прочитать полный отчет в разделе «Монастыри и приходы».

Дедовичи – районный центр на востоке Псковской области, довольно чистый и спокойный. В центре поселка стоит голубая церковь с куполочками во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм, построенный из бывшего кинотеатра, потрясает своим благолепием, образами Божией Матери, торжественностью служб и удивительной чистотой.

Пасхальное богослужение прошло, будто на одном дыхании, православные стояли в храме с одиннадцати вечера и почти до пяти утра. Божественную Пасхальную Литургию совершал архимандрит Павел со служащим ему духовенством храма, а также игуменом Алексиим (Масловцом). Народа в храме было много, еще больше на Крестном ходу.

И, надо заметить, народ в Дедовичах воспитанный: среди тех, кто был участником только Крестного хода ни пьяных, ни хамов не было. Но, когда игумен Алексий стал читать Огласительное слово св. Иоанна Златоуста, как ад «Огорчися, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася…» молящихся стало оставаться меньше, и причастились за Литургией более ста человек.

Пасхальная служба прошла на каком-то удивительном подъеме, хотя и непросто было отстоять после празднования Благовещения Пресвятой Богородицы и всех приготовлений к Пасхе в Великую субботу. Отец архимандрит поздравлял паству со Светлым Христовым Воскресением, передавал благословение и поздравление нашего Владыки Евсевия с этим великим Пасхальным торжеством. Все последующие дни звучало в сердце:

«Пасха красная. Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам воссия. Пасха, радостию друг друга обимем.

О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога воссияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите Апостолом. Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обимем. Рцем братие! И ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопим, Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущих во гробех живот даровав».

После отпуста прихожане подходили к отцу Димитрию, и батюшка награждал каждого пасхальными яйцами, в ответ храму тоже жертвовали крашеные яйца. Пасхальная Литургия закончилась трапезой в доме благочинного, все разговлялись, хотелось поговорить и порадоваться подольше, на улицу уже вышли, когда светало.

Христос Воскресе!

1 апреля Русская Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим.

Двунадесятый Праздник, в который празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания, иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною.

Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий будет совершать Божественную Литургию в Михайловском Соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Праздник Вход Господень в Иерусалим в этом году совпал с годовщиной Архиерейской хиротонии нашего Владыки. Первого апреля, по традиции, Литургия совершается в монастыре Архиерейским служением.

Архимандрит Павел (Кравец), настоятель Покровского храма в поселке Дедовичи о Двунадесятом празднике сказал следующее:

«Мы мало находим в Святом Евангелии сведений о пребывании Господа в Иерусалиме, где его хотели убить, но еще время не наступило, и евангельская проповедь Иисуса Христа, в основном, проходит в Капернауме, других городах.

И вот Господь, воскресивший Лазаря, идет в Иерусалим, где Его встречают как победителя, но Он не на колеснице, а на осленке, покрытом вместо седла одеждой. Вокруг Господа простой люд, рыбаки ведут осленка, и народ ликует: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Всем хочется услужить долгожданному Царю: кто одежды постилает, кто ломает ветки - у всех радость. Ведь, если он воскресил четверодневного мертвеца и накормил пять тысяч пятью хлебами, то Он может и нам это устроить. И никто не думал, что въезжает не царь этого земного царства, а Царь Царства Небесного.

Господь был грустен и плакал о Иерусалиме, потому что Он знал, что те же самые люди, что кричат Ему сейчас «Осанна!» будут, всего три дня спустя, кричать: «Распни Его!» Как непостоянен человек, как двуличен, и мы с вами, мои дорогие.

Однако, этот удивительный праздник помогает нам своим православным разумом полететь в Иерусалим с веточкой в руках и кричать «Осанна!» нашему Богу.

Мы радостно держим вербу в руках, и она напоминает нам об оживлении природы, которое в этом году раннее, как положено перед Пасхой – все вокруг оживает к жизни. Так и после сорокадневного поста оживает из-под тяжести греха наша душа, и мы с веточками вербы встречаем нашего Спасителя, распахнув Ему двери своего сердца.

Но в то же время, мы знаем, что Христос идет на смерть, взяв ношу греха всего мира, в которой есть и наши грехи. Он уже не придет во второй раз пострадать ради нас, поэтому нам надо пройти по этой жизни со своим крестом, и, как тот благоразумный разбойник, который раскаялся на кресте и попросил кротко у Господа:

«Помяни меня, когда приидиши во Царствие Твое», попросить и нам у Господа: «Помяни нас, Господи!»

С кротостью попросим в эти дни Господа: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем» - и так нас Господь обогреет своим Воскресением.

Дорогие мои, поздравляю вас с праздником, который предвещает нам великую радость Пасхи Христовой. Помню, в этот праздник Вербного Воскресения, моя бабушка била меня по голове вербой и приговаривала: «Не я бью - верба бьет».

Чтобы не забыл, что впереди еще Страстная седмица, которую нужно прожить сораспятым Господу, и достойно встретить Праздник Праздников – Пасху».

31 марта на Всенощной, которая будет совершена Архиерейским служением, после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа). Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними при возженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами:

«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш...»

31 марта Лазарева суббота.

Заканчивается Святая Четыредесятница, и Церковь празднует два праздника Воскрешение праведного Лазаря – 31 марта, и 1 апреля двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Архиепископ Псковский и Великолукский будет совершать 30 марта Всенощное бдение, а 31 марта – Божественную Литургию в Свято-Троицком Кафедральном Соборе.

Архимандрит Павел (Кравец), благочинный Дедовического округа сказал о праздничном событии: «Прошел сороковой день Великого поста, и вот мы вступаем в праздник воскресения праведного Лазаря - Лазареву субботу. Явственно представляешь себе, как Господь стоит у этой мрачной пещеры, где погребен его друг, и говорит: «Лазарь, выйди вон!» Когда мы были на Святой Земле, в Иерусалиме мы спускались в пещеру Лазаря, и грело только одно – там лежал Лазарь четверодневный, которого воскресил Господь. А в каком месте сейчас наша душа, в какой темнице? Она намного сырее, намного студёней этой пещеры, и ты также ждешь этого слова Господа: «Лазарь, гряди вон!» И вышел Лазарь на солнышко, которое его обогрело, и вернулся в жизнь по одному только слову Господа».

В Лазареву субботу на Литургии рассказывается евангельское событие о воскрешении друга Иисуса Христа – «четверодневного Лазаря». Лазарь жил недалеко от Иерусалима, в Вифании, его сестрами были Марфа и Мария, будущие Жены – мироносицы. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел, и послали сказать Иисусу Христу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Иисус ответил: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией».

Прошло два дня. Иисус сказал ученикам Своим: «Лазарь, друг наш, умер», и пошел с ними в Вифанию. Марфа встретила Иисуса Христа словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе».

Господь ответил ей: «воскреснет брат твой». Пришла и Мария с родственниками и знакомыми, пала к ногам Иисуса Христа и также говорила: «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой».

Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: «Господи! уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон!» Умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам пеленами, лицо его было повязано платком.

Смысл евангельского события воскрешения Лазаря состоит в том, что для Господа нет ничего невозможного, Он пришел в мир, чтобы сокрушить самое страшное зло - смерть, под гнетом которой находилось все человечество. Иисус Христос возвращает душу умершему Лазарю: «верующий в Меня жив будет».

Многие из иудеев, видевшие это, уверовали в Иисуса Христа, и весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее. Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Время их приближается. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

На утрени в этот праздничный день поются воскресные тропари: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на Литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». В эти дни пост послаблен: в Лазареву субботу постящимся по монастырскому уставу можно вкушать икру, елей и вино, а в воскресение – еще и рыбу.

Плащаница.

Плащаница в Покровском храме. Дедовичи

В Великую пятницу, 6 апреля, в Русской Православной Церкви воспоминали суд и осуждение Господа, Его распятие, крестные страдания и смерть на кресте. В этот день на вечерне из алтаря на середину храма выносилась для общего поклонения Плащаница – изображение на холсте лежащего во гробе Спасителя.

Плащаница находится у Царских врат в течение неполных трех дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На утрене Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви в воспоминание пребывания Тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его во ад и победы над адом и смертью. По внесении Плащаницы в храм она подносится к открытым Царским вратам и пребывает там до начала Пасхального богослужения, а потом заносится в алтарь.

6 -7 апреля информационная служба Псковской епархии побывала в трех храмах и зафиксировала Плащаницы в храме евангелиста Иоанна Богослова и св. Николая Мирликийского в Пскове, а также в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Дедовичах.

В храме апостола Иоанна Богослова была также записана проповедь настоятеля отца Андрея Таскаева на Погребение Плащаницы.

Основную часть проповеди отца Андрея мы предлагаем нашему читателю в воспоминание празднуемых нашей Святой Церковью событий:

Плащаница в храме ап.Иоанна Богослова.г.Псков

«Дорогие о Господе братия и сестры, ну вот мы и достигли дня позора рода человеческого. Когда Тот, Кто дал жизнь всему миру, Сам оказался погребенным и лежит пред нами: жизнь закатилась во гроб.

Для нас с вами в центре храма лежит обличение каждого из нас, а точнее, обличение каждой нашей жизни, каждого нашего поступка, каждого нашего деяния, каждого нашего слова, сказанного, бывает не от большого ума. Господь сошел во гроб для того, чтобы освободить нас с вами от работы дьявольской, от прелести греховной, чтобы мы стали действительно свободными людьми.

У нас на земле тяжело у гроба выслушивать слова стенаний или крик родной матери, что бывает чаще всего страшнее самой смерти любимого человека.

Казалось бы, мы готовы пережить смерть близкого человека, но когда слышим у гроба крик и слова глубочайшей скорби верующей матери, для нас это является еще большим ударом, еще большим обличением жизни.

Тем паче, когда мы с вами стоим у гроба Вседержителя, у гроба Творца мироздания и слышим на службе Плач Марии, Плач Богородицы.

Мы слышим стенания Пречистой Девы Марии. Слышим, и вместе с Ней наше сердце ужасается Ее словам:

«О, Сыне Божий Мой прелюбезный, как зайдет Твое добро, каким образом Ты сошел, закатился, Свет Мой прелюбезный… О, где благовестие Архангела Гавриила, который говорил, что Царствие Твое во веки веков. Как же оно во веки веков, когда оно прекратилось! Где благовестие Архангела Гавриила, который говорил, что Ты будешь царствовать вовек? Ты, Сын Божий! Как Сын Божий может зайти в землю? Как можно погребсти Богочеловека?

Не проходи мимо Меня, о Сыне Мой любезный, скажи слово рабе Твоей Матери, ответь Мне, что Мне делать? Пойти за Тобой следом, или остаться пождать, как ты обещал воскреснуть? Так воскресни же, не медли во гробе, воскресни, как Ты обещал своим ученикам!

Или мне пойти за Тобою, потому что душа скорбит смертельно, нет сил здесь жить без Тебя, сейчас же с Тобой готова во гроб сойти».

И тут же в конце канона мы слышим как бы диалог Матери Божией с Сыном: Господь Иисус Христос Ей, говоря, нам говорит:

Неужели Ты, Мать, не поняла, что Я сошел по Своей воле ради падшего Адама, чтобы спасти первого Моего человека, того, кого Я сотворил собственной волею, собственными руками воззвал из земли, из земли мертвой призвал к жизни вечной.

Да, он своим грехом решил жить без Меня, но любовь к нему безгранична, любовь к падшему Адаму не имеет конца. Я не перестал любить его и сошел на землю для того, чтобы обратно возвратить его в Царство Пренебесное. Он во аде - за ним и во ад пойду, лишь бы вывести его, лишь бы всему человечеству дать возможность спастись и прийти в лоно Отца Небесного, вернуться в сыновнее и дочернее достоинство. Я пришел с надеждой умереть для того, чтобы все стали Моими детьми.

Если надо претерпеть от Моих любимых детей злобу – Я готов ее претерпеть. Я, питающий манною в пустыне, готов от них понести поругание. Я, дающий им жизнь, готов понести от них смерть. Я люблю человечество настолько, что нет причины

Мне даже умереть здесь по – человечески, но сойти во ад, чтобы сотворить великое, чудесное, удивительное уничтожение адских оков.

Когда слышишь плач Марии, содрогается душа, становится страшно от нашей с вами злобы. Неужели мы умнее и добрее евреев времен двухтысячелетней давности? Конечно, нет. Если у нас с вами есть совесть и чувство меры, мы все прекрасно понимаем, что мы такие же, как и они по своему предательству, по своей злобе, по своему коварству.

Сейчас в храме мы плачем и преклоняем колена пред гробом Господа, но понимаем ли мы, чего ради Он это сделал? Ради того, чтобы мы на Пасху воскликнули «Христос Воскресе!» И за этим поняли, что это не просто Его событие, что Он не просто умер и воскрес.

Главное – Он оказался Победителем, Он воскрес, уничтожив смерть, ад, грех. Все это было уничтожено сошествием Самого Божества в адский мир. Мы будем скоро петь «Ад огорчился, ибо умертвился.

Ад поруган бысть, потому что Божество сошло во ад». Вот это событие, если бы мы его осознали, мы бы были не еврейским народом, мы были бы христианским родом. Если бы поняли, что дьявол над нами не всесилен, да и не силен вовсе. Дьявол не имеет силы над родом христианским. Только почему - то мы с вами этой силой, данной нам в Светлое Христово Воскресение, не пользуемся. Сила дана нам непостижимая, неодолимая: противостоять и гнать прочь дьявола из своей жизни с его грехом, с его соблазнами.

Но поддаваться соблазнам приятнее, чем оставаться со Христом. И надо решить для себя: или нам приятно грешить, и мы тогда сыны дьявола, а не сыны Божии, или все-таки нам противен грех, он коробит наши чувства и совесть наша обличает.

Мы – христиане, и это величайшее состояние, это величайшее слово, данное от Бога в Светлое Христово Воскресение. Никто и никогда, ничто в мире нас не разлучит от любви Божией. Нету на земле никого и ничего, что могло бы нас победить, если мы с Богом, если мы - Христовы и стремимся к Нему, и благодарим Его за эту страшную жертву, за смерть. В этой смерти мы видим свое спасение.

Его смерть - это наше оружие и наша слава. Если мы это поймем, тогда мы с легкостью будем отвергать от себя все козни дьявола, и дьявол близко не подойдет к нашей жизни, к нашему дому, к нашим детям, к нашим близким.

Ныне мы с вами во гробе, мы только что погребли Тело Богочеловека. Погребли не для того, чтобы оплакивать и унывать, а для того, чтобы провести еще один день в богомыслии, в покое.

Когда Господь сходит во ад, уничтожает ад, у нас с вами скорбь в сердце разлучения с Ним, но здесь же надежда и торжество, поэтому этот день надо провести боле внимательно и серьезно к себе, а кому - то перейти эту границу: слева направо, и стать христовыми.

Тогда на Пасху в Светлое Христово Воскресение в 12 часов ночи, когда мы воскликнем первое благовестие о Воскресение Христа, радость из радостей, Сам Господь Воскресший войдет в наши сердца, укрепит и утвердит нас. Поздравляю вас от всего сердца с Великой Пятницей».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11