РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Храм Святой Троицы (г. Невель)
02-10-2009


Игумен Варнава: «Все завязаны на России».

Когда информационная служба Псковской епархии бывает на приходах, особенно сельских, районных, и мы разговариваем со священниками, невозможно не спросить вообще о жизни, обычной жизни людей, живущих в этом селе, в этом районном городке. В Невеле сохранился один храм - во имя Святой Троицы, мы стоим у его алтаря и разговариваем с настоятелем игуменом Варнавой (Баскаковым).

Отец Варнава рассказывает: «Раньше Невель был богатый город, теперь – нет, закрыли медицинское училище, грозятся, что закроют ПТУ, пока сохраняется детский дом, но поднимается вопрос и о его закрытии. Основная масса молодежи отправляется в Питер, или в Москву на заработки.

На Литургии в храме в воскресение 100-150 человек, служба совершается каждый день, среди недели собирается три – пять человек прихожан на службу. В Троицком храме два клирика: отец Павел и отец Федор. В воскресные дни отец Павел служит или в Иваново, или в Вологино. Священников не хватает: в районе девять храмов, а священников – шесть. Есть храмы в селе Плиссы, в Вологино, в Иваново, в Шульгах, в Стайках, в Усть -Долысах, в Туричино, в Опухликах. Было когда-то в Невеле восемь храмов, был монастырь Преподобного Нила Столобенского, остался один Троицкий храм».

Отец Варнава отвечает на наши вопросы и продолжает свой рассказ:

«Раньше на месте Троицкого храма была часовня, ее на кладбище построил помещик на месте захоронения родителей, часовня стала пятикупольным храмом (1850г.).

Сейчас уже год стоят леса, думал промыть стены и потолок, но наш Владыка благословил возобновить живопись, пока ищем живописца. Стенопись появилась при отце Иоанне Васильеве, расписан храм был в 70- е годы XX столетия.

Древние иконы этой церкви после революции были вынесены, храм закрыт, все иконы позже были написаны заново, на металле, и икона Святой Троицы, храмовая. В 1964 году храм разрешили открыть, отремонтировали, в 1967 году отец Алипий (Воронов), Наместник Псково – Печерского монастыря из закрытого храма Печерского района привез иконостас, и сейчас он здесь, в нашем Троицком храме. Фактически Троицкий храм не закрывался, но в нем не служили, и тогда Владыка Иоанн (Разумов) послал сюда настоятелем отца Иоанна Васильева, священник нашел общий язык с властями и стал служить без официального разрешения.

В храме: иконы Божией Матери «Отрада и утешение» и Феодоровская, чудотворная; икона Преподобного Нила Столобенского из монастыря Нила Столобенского. С этой иконой мы совершаем вокруг храма Крестный ход на празднование памяти Преподобного, совершаем Крестный ход на св. Георгия Победоносца, в день иконы Божией Матери Живоносный Источник, на летнего Святителя Николая. Раньше возле церкви был источник, и ходили на него Крестными ходами, теперь он утрачен, а традиция Крестного хода сохранилась».

Отец Варнава продолжает рассказ: «Ведем в храме новое отопление, у нас город топится мазутом, и мы делаем новую печку – я сам теплотехник, до армии закончил техникум - топим дровами. Дрова в месяц нам обходятся в две тысячи, благотворителей очень мало, помогают москвичи, мои духовные чада, я ведь был экономом в Псково – Печерском монастыре. Сам родом из Краснодарского края, город Новокубанск, туда тоже до сих пор обращаюсь за помощью. Родился в 1939 году, семья была верующая, семь человек детей. Отец ушел на фронт, и я его больше не видел, он погиб. Мама - потомственная дворянка, поэтому воспитание было особое и строгое. Трое детей умерли с голода в 33 - м году, один погиб на фронте. Выучился я в школе, уехал в Ростов - на - Дону, служил, после армии поступил в институт, но стали требовать вступления в партию, партийным не стал, а когда узнали, что хожу в храм, начались проблемы, вынужден был уехать в Грузию.

Прошел послушником монастыри Грузии, горские пустыни, был в Глинской пустыни. В 1966 году меня мой новокубанский духовник отец Николай Соловьев благословил идти в Псково – Печерский монастырь, и я приехал вместе с ним в Печеры, там и остался. Сначала послушником, через год мне дали в ведение электричество, водопровод, отопление, канализацию, все приходилось делать: 49 проводов от водокачки - все убрал в кабеля, все скрыл, как сказал отец Алипий, чтобы ничего не было видно, как в древнем монастыре, никаких проводов. Бабушек уговаривали рыть траншеи для кабеля, они помогали, все делали ночью, чтобы власть не видела: собиралась братия, паломники».

На нашу просьбу поделиться воспоминаниями о Наместнике Псково – Печерского монастыря Архимандрите Алипии игумен Варнава рассказал следующее:
«Отец Алипий во время Великой Отечественной войны, еще до сана, воевал в СМЕРШе, и говорил, что Сталин готовил военную разведку с1934 года, набирал туда способных, умных людей. Отец Наместник всех людей видел, бывало, говорит: вот первым идет жулик, а следом за ним идет стукач.

Когда отец Алипий приехал, монастырь был подписан на закрытие. Он сжег документы на его закрытие, тогда его отозвали в Москву, но братия у Святейшего Патриарха попросила, чтобы только отца Алипия прислали в Наместники, и его прислали. Власти строили рогатки отцу Алипию, угрозы, землю всю отобрали, многих в монастырь присылали, чтобы они делали все для его закрытия, но Божия Матерь не дала. Архимандрит Алипий очень любил Матерь Божию, и она ему в конце жизни явилась, ровно за шесть часов до его отхода, он позвал брата:
«Миша, Миша дай мне этюдник, дай краски, Божия Матерь явилась: Какая она красивая!» Он меня и постригал в иноки, был я отцом Наместником поставлен комендантом.

Святой человек Архимандрит Алипий, его Бог специально сохранил для Православия, он многие монастыри спасал, и Почаево он спас. Документы тоже были подписаны на закрытие Почаевской Лавры. А власть делала так: Наместник подписывал документ о закрытии монастыря, и его повышали в Архиереи. Следующий назначенный Наместник приходил, а там уже документ, готовый на подписку о закрытии монастыря – получалось, приходил новый Наместник в уже закрытый монастырь. Отец Алипий подсказал, что будут делать с Почаевым, открыл это келейнику, и документы о закрытии Лавры сожгли.

Монашество я принял при наместнике Гаврииле в 1976 году, в Великом посту. Сан принял по настоянию Наместника и Митрополита Иоанна, на Вознесение в 1979 году, отец Иоанн Крестьянкин был восприемником.

До Псково-Печерского монастыря я видел многих старцев и монастырей, но такую любовь, такую заботу о нуждающихся, о болящих, о тяжко страждущих духовным голодом, я ни у кого не встречал, как у отца Иоанна Крестьянкина. Его день и ночь посвящены были людям, он так горел, что не мог себя остановить. Я ходил со всеми вопросами к отцу. Еще отец Алипий говорил: выбирай одного духовника, и я ходил только к отцу Иоанну Крестьянкину. Например, были раньше деревянные покрытия на стенах монастыря. Сейчас - то медные, а тогда надо было каждые три года заново смолить, смолы не было. Иду к отцу Иоанну, прошу: помолитесь за меня, где найти смолы и куда ехать. На второй день приезжает человек, спрашиваю, не знаешь где смола? А там, в Стремутке, есть заводик, - говорит.

В виду болезни почек в 1983 года ушел из монастыря в Качаново на приход, потом служил в Выбутах, начинал там восстанавливать Ильинский храм. Когда отец Иоанн Васильев в Невеле умер, он в Троицком храме 32 года служил, меня сюда в 1998 году благословили.

Есть ли разница между прихожанами прошлого времени и нынешними, отец Варнава? Разница между прихожанами тогда и сейчас – огромная. Грех воровства расширился, воруют у соседа, у государства, а аборты? Отец Иоанн Крестьянкин плакал, когда началась эта свобода во времена Горбачева. Говорил, сколько войдут тех в Церковь, кто принесет с собою мир, то есть омирщение. И сегодняшнее понятие такое: священник должен людям угождать. Но священник должен угождать только Богу, блюсти Закон Божий, тогда он будет и народу угождать, показывая, как надо соблюдать Закон Божий. Бог руководит нами, а не мы. Если мы будем такими, народ не убежит от нас, а наоборот окрепнет.

Теплохладность сейчас везде, а она и приводит к извержению: человек постепенно с миром остается, настолько сцепляется с миром и забывает Бога, что становится страшно. Многие современные верующие, с горечью скажу, приходят что – то получить, а Господь ждет нашего покаяния, наших добрых дел, чтобы мы, получив семя, сеяли его, а не в карман свой складывали. Остаются у Бога те люди, которые не для себя живут. Отец Иоанн Крестьянкин, отец Алипий и многие жили для людей, приводили их к Богу. Есть ли, что сказать нашим людям, батюшка? Народу нашему могу пожелать: не ждать иностранной помощи, а трудится всем благоразумно. Все изобретения во всем мире наши русские, наши самолеты, наши вертолеты, наши подводные лодки, ракеты, корабли космические. Можем? Можем. Не надо ждать, что оттуда придут и в обе руки нам дадут – не дадут. И весь мир всегда был завязан Россией. В России – революция, во всем мире упадок, в России расцвет – весь мир расцветает. Все завязаны на России. Желал бы, чтобы Православие процветало, и народ приходил к Богу и приносил покаяние».

Если кто – то захочет помочь в ремонте храма Святой Троицы в городе Невеле, можно обращаться к игумену Варнаве по адресу:

182510, Псковская область, г. Невель, храм Святой Троицы, настоятелю игумену Варнаве (Баскакову).

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11