13-03-2007
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – старец Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря почил о Бозе 5 февраля 2006 года, и погребен в монастырских пещерах Богом зданных. Вчера, 4 февраля, в Псково-Печерском монастыре совершали Божественную Литургию и панихиду по старцу Иоанну Его Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий Архиепископ Псковский и Великолукский со служащим ему псковским духовенством, отцом Настоятелем архимандритом Тихоном (Секретаревым) и братией монастыря. Среди почтивших годовщину смерти православного пастыря был и наш земляк, порхович, епископ Зарайский Меркурий, управляющий Патриаршими приходами в США.
Старец Иоанн (Крестьянкин) – живое предание Русской Православной Церкви. Отца архимандрита можно назвать известным церковным писателем ХХ века. Им были составлены книги: «Опыт построения исповеди», «Проповеди Архимандрита Иоанна», «Размышления о безсмертной душе», «Письма Архимандрита Иоанна», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Видевше свет вечерний. Встреча со старцем». Чтобы понять значимость письменных трудов батюшки, достаточно привести выдержку из письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Святейший дает оценку книги «Встреча со старцем»: «Спасибо Вам за постоянную твердую позицию в поддержке Священноначалия Церкви перед лицом распускаемых эсхатологических страхов при выдаче новых российских паспортов, во время переписи, в связи с индивидуальным налоговым номером и тому подобными страхами и мнимыми опасностями. Мне очень понравилось Ваше высказывание в отношении Интернета – все зависит от человека, ибо сам человек может брать доброе, разумное и вечное, а может использовать то, что вредит душе – греховное и злое. Да хранит Вас, дорогой батюшка, милость и помощь Божия в грядущие дни и годы Вашей жизни на радость всем любящим Вас».
Когда в 2000 году Президент России Владимир Путин был с визитом в Псковской области, он посетил Псково–Печерский монастырь, имел беседу с отцом Архимандритом, и это событие в жизни Старца и Президента нашей страны было запечатлено на фотографии.
Старец Иоанн (Крестьянкин), имеющий дары прозорливости и рассуждения от Бога, оставил Православному миру множество своих высказываний, в частности, о священстве он сказал так: «О священстве скажу Вам словами Апостола: «желающий священства, доброго дела желает…». Но всякий сам в первую очередь должен решить, по силам ли ему добровольное мученичество, сохранил ли он своей жизнью залог и возможности, чтобы приступить к сему великому таинству и служению». Это добровольное мученичество священнического сана дало утешение и реальную духовную помощь многим людям, обращавшимся к батюшке за помощью. Перед своей кончиной старец Иоанн оставил православным свое Духовное завещание, зачитанное на отпевании дорогого старца отца Иоанна, которое проходило в Сретенском храме монастыря: «У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой».
Родился будущий архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в благочестивой семье 11 апреля 1910 года в городе Орле, и был восьмым ребенком, которого родители назвали в честь Преподобного Иоанна пустынника. Вся жизнь будущего подвижника веры Православной строилась благословением священномученика Серафима (Остроумова), причисленного к лику Святых в 2001 году. В 1945 году 14 января в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище Митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех Архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Но в 1950 году отец Иоанн был арестован за пастырское служение и приговорен к семи годам исправительно –трудовых лагерей, а по досрочном возвращении из лагеря в 1955 году вскоре был назначен в Псковскую епархию, затем - Рязанскую. Отца Иоанна постоянно перемещали с прихода на приход, и 10 июня в 1966 году в Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг совершал Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов).
5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково – Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом награжден саном Архимандрита.
Почти сорок лет отец Иоанн (Крестьянкин) оставался насельником Псково–Печерского монастыря. Ныне остались аудиовидеозаписи его проповедей, изданы труды Архимандрита, опубликованы его письма с ответами православным на их просьбы о помощи. В 2004 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия вышла в свет книга о встречах со старцем «Видевше Свет вечерний», иллюстрированная многочисленными фотографиями, рассказывающими о жизни и служении Архимандрита. Его точные и прозорливые изречения о Христовой вере и времени останутся с нами. Старец говорит: «Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, - смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог».
Отец Иоанн (Крестьянкин) был мудрым и любвеобильным пастырем для тысяч своих
чад, многие священники Псковской епархии окормлялись у Старца, или посещали его в келии с просьбой о духовном совете и благословении.
Когда информационная служба Псковской епархии задала вопрос отцу Наместнику Тихону (Секретареву) о жизни монастыря без батюшки отца Иоанна и возможной перспективе канонизации, архимандрит Тихон ответил: «Сиротство чувствуем по – человечески, а по - Божьи нет. Мы осознаем его молитву у престола Божия. В этом мире его болячки связывали и житейские немощи, а там - он весь в молитве. И наши просьбы к нему о помощи, будем верить, ему будут более слышны, нежели это было на земле. При канонизации придерживаются периода 40 лет со дня преставления, после чего ставится вопрос о канонизации. За это время формируется устойчивое понятие о человеке, твердое, выверенное, пережитое и прочувствованное людьми, которым усопший помогает».
|