РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
IX православные образовательные Корнилиевские чтения.
02-03-2007


На IX православных Корнилиевских чтениях.

1 марта 2007 года.

Предлагаем вниманию наших читателей основную часть доклада отца Наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) «Жизнь – дар Божий», который является определяющим в тематике IX Корнилиевских чтений.

Архимандрит Тихон:

«Главное о чем хотелось сказать – о Богодарованной ценности жизни человека, его безсмертной душе и цели жизни. Но прежде, чем говорить о человеческой жизни, необходимо несколько побеседовать о происхождении жизни на Земле.

Надо сказать, что человечество практически утратило полномасштабные знания о творении мира, полученные им от Творца, и теперь начинает искать их, полагаясь на различные теории: эволюции, «большого взрыва», внеземного разума и т.д. Один из основоположников молекулярной биологии Фрэнсис Харви Коптон вообще честно отказался от попытки понять происхождение жизни на Земле. Человечество вступило в период нано-технологий, что, возможно, даст появление новых теорий в названном вопросе.

Занимаясь наукой, то есть, приобретая знания об окружающем мире, который несет на себе отпечаток Творца, человек приближается к Богу. Наука - это второй путь после веры - к религии.

Как известно, среди выдающихся ученых - основателей целых направлений в науке много верующих. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Рождественских чтениях в январе этого года, в Москве, в которых приняли участие и представители Печер, сказал: «Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы.

К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение вселенной, появление человека – и никакого вреда не будет школьнику, если он будет знать Библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком того, что он является венцом творения Божьего, только возвышает его». Вникнем и вдумаемся в слова Святейшего Патриарха Алексия. Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что вначале Бог из ничего сотворил Небо и Землю. Известна особенность сотворения человека: Бог во Святой Троице сказал: «сотворим человека по образу нашему и по подобию», и сотворил Бог тело первого человека Адама из земли и вдул в лице его дыхание жизни. Ввел Адама в Рай, дал ему в пищу, помимо прочих плодов, плоды древа жизни, и, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву.

Образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, ее свободе, а подобие - в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком, стремление его разума и свободной воли к добродетели и святости, стяжании даров Святаго Духа. Преподобный Серафим Саровский говорил, если бы Господь Бог не вдунул в лице Адама дыхание жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святаго, возводящего его в богоподобное достоинство, то был бы человек подобен всем прочим созданиям.

На основании Священного Писания Святая Церковь признает ту мысль, что души человеческие, как и сами люди, творятся Богом через посредство родителей совершенно для нас неизъяснимо.

Церковь, последуя божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы она творилась прежде, а другое – после. В человеке надо различать душу и дух. Все действия движения души столь разнообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы, и, зачастую, трудноуловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания.

Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Центром органов чувств принято считать сердце - оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Церковь естественно рассматривает его как некий центр жизни человека, в который входит все, что входит в душу со вне и из которого исходит все, что обнаруживается душою во вне.

Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя естественного органа в нашем теле. Дух проявляется в трех видах: страх Божий, совесть, жажда Бога. Страх Божий – это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истинность бытия Божия, в действительность существования Бога как нашего Творца, Промыслителя, Спасителя и Мздовоздаятеля. Второе, чем проявляет себя дух человеческий – это совесть. Совесть указывает человеку, что право, что неправо, что угодно Богу, что не угодно, что должно и чего не должно делать. Совесть есть наш внутренний судия, блюститель Закона Божия.

Святые отцы называют совесть «голосом Божьем» в душе человека. Третье проявление духа в человеке святитель Феофан метко назвал жаждою Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетвориться не может, пока не обретет покоя в Боге, к живому общению с Коим, дух человеческий всегда сознательно или безсознательно стремится.

О душе пишет в своих проповедях Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай Ярушевич, который посвятил этому вопросу свои богословские исследования: душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Душа – это безценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Именно душа делает всех людей равными перед Богом: и мужчине и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие. Бог вечен, Он не имеет ни начала, ни конца Своему бытию.

Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца - она безсмертна. Бог Всемогущий - и человека Бог наделил чертами могущества: он хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии. Бог есть Дух Вездесущий - и человеку дана мысль, способная в мгновении переносить его в самые отдаленные концы земли. Духом мы бываем вместе со своими близкими, отделенными от нас далеким расстоянием.

Бог есть Дух Всеведущий - и разум человека имеет печать этого божественного свойства: он может охватить неисчислимые массы знаний, и память человека хранит эти знания. Бог есть Дух Всесвятой - и человек с помощью этой Божьей благодати имеет силу достигать вершины святости. Душа неоцененна, из всех созданий Божиих она - самое высшее создание после Ангелов. Господь Иисус Христос однажды, положив ее на весы, как бы сравнил со всеми богатствами и ценностями земного мира и сказал, что все эти богатства ничто в сравнении с душой. «Жаждет душа моя Бога», - восклицает Псалмопевец. Сколько мыслей и чувств рождают эти святые слова в верующем сердце!

Высшим проявлением души человеческой является вера в Бога. Это ее крылья, на которых она поднимается над землей, проникает своим духовным взором в небо духовное, в мир невидимый. Душа создана не для греха, грех противен и чужд ей, вышедшей из рук Творца, чистой и безгрешной. И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно с течением жизни загрязняются грехами.

Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой, и грех попадает в сердце даже, когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем. Он сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшему в нас, начинает слабеть и тускнеть.

Очищается душа святым покаянием, и это необходимо, ибо она из храма Святаго Духа, а Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Преподобный Силуан Афонский пишет, когда душа в Духе Святом, то она довольна и не скучает о небесном, ибо Царствие Божие внутри нас, ибо пришел Господь и вселился в нас. Но когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о небесном, и слезно ищет Господа. Очищенная от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу Рая, собеседницу Ангелов. Она становится Царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих. Величие и красота верующей души в ее смирении.

Душа прежде тела переходит в жизнь вечную, и с нашим преображенным телом она соединится только после воскресения мертвых. Если мы не приготовим за свою земную жизнь душу к вступлению в иной мир, в котором ей предстоит жить, какой чужой будет чувствовать себя она в этом новом мире.

Перед ней будет закрыт вход в Царство Небесное. Преподобный Серафим в своей беседе о цели христианской жизни - стяжание Духа Святаго говорит, что душа получает в Таинстве крещения прощение первородного греха и благодать Духа Святаго, запечатлевамых в Таинстве миропомазания. Благодать Духа Святаго человек может восстановить покаянием, молитвами и добрыми делами ради Христа. Эта тема о душе конечно большинству из нас известна, но удивительно то, что, часто встречаясь со школьниками или со студентами, они спрашивают о переселении душ. Но трезвое ясное библейское учение о душе, я думаю, ответит на многие вопросы многих молодых людей. Пути стяжания Духа Святаго многоразличны».

* Далее архимандрит Тихон в своем докладе приводит выдержки из книги Святейшего Патриарха «Собиратель Русской Церкви». Патриарх Алексий полагает, что человеком в жизни движет цель, ясная цель, которую каждый из нас должен наметить себе непременно и стремиться к ней, добиваясь, иногда, ее достижения всю свою жизнь. «Цель – это движение, и в ее достижении смысл человеческого существования», - говорит Патриарх Алексий II. Цель жизни Патриарха, по его словам, «достойно пройти путь пастырского служения, который веками проходили святители земли Русской, добиться совершенства в своем деле - служению Господу нашему Иисусу Христу».

«Себя, в известной степени, я хотел бы считать собирателем нашей сегодняшней Церкви, а это значит, что весь груз ответственности за все происходящее лежит на мне. Так что для достижения моей жизненной цели мне еще идти и идти» - привел высказывание Святейшего Патриарха в своем докладе в качестве аргумента отец Тихон. В названной книге есть рассказ мэра Москвы Ю.М. Лужкова об одной пожилой женщине, которая задолго до построения храма Христа Спасителя, передала ему ценную Библию для этого будущего храма согласно завещанию своего почившего супруга. Вера и ожидание великого события - постройки храма дали ей смысл жизни.

Приводит отец Наместник и искреннюю исповедь одного из сердечных почитателей Святейшего Патриарха Алексия II путешественника Федора Конюхова, глубоко верующего человека, который считает, что Господь его ведет по жизни. В одной из кругосветных гонок он был на краю гибели, оказался за боротом яхты в океане и думал: «прощай, белый свет». Тогда Федор Конюхов трое суток молился святителю Николаю и читал молитвы Оптинских старцев. Путешественник приводит поговорку древних греков: «плавать по морям необходимо, жить не так уже необходимо». Все свои путешествия он посвящает славе Отчества российского и совершает их во имя ее.

* Далее отец Наместник сказал: «В 2004 году мы с братией Свято-Успенской Псково-Печерской обители приехали участвовать в торжествах, в Саров, в связи с юбилейной датой 250-летия преподобного Серафима Саровского. К торжествам было приурочено открытие новой школы и освящение Казанского храма, воздвигнутого из руин. Благотворителем одного из проектов был известный состоятельный человек Олег Дерипаска. После освящения храма, на трапезе, он сказал, что, участвуя в этом проекте, он нашел цель жизни, которую раньше не видел.

Вновь подтвердились в наши дни слова премудрого Соломона: «все суета сует и томление духа», кроме искания Бога. Необходимо ценить Богодарованную жизнь и стремиться с Божией помощью к своей духовной человеческой цели. Бесцельная жизнь порождает многие страшные проблемы современности, например, неоправданный риск своей жизни молодых людей в искусственно создаваемых экстремальных ситуациях, таких как скейтбординг и др.

Что является, наверное, следствием отсутствия цели в жизни, отсутствия сознания Богодарованности ее. Будем радоваться жизни, молиться и благодарить Бога за бытие и безсмертие души. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Благодарю Тебя, Владыко, яко от небытия в бытие привел еси меня. Велик Бог и велик человек - держись крепко за эти слова и чувствуй их! Жизнь души моей и тела моего - Христос!» Закончим доклад словами нашего приснопомянаемого старца Иоанн (Крестьянкина): «Жизнь – подвиг, жизнь – наука. Она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь».

Надежда Андреевна Сапегина, преподаватель средней школы им. А.С.Пушкина Пушкинские горы, Псковская область. Надежда Андреевна пять лет преподает факультативно «Основы православной культуры», заканчивала курсы при псковском Духовном училище:

«Решение вести факультатив принималось медленно. Я сама лично начинала с «Истории религий», преподавала «Мировую художественную культуру». Когда зашла речь о курсе «Основы православной культуры», я стала сама искать программу – это была программа отца Киприана, редактора газеты «Воскресная школа».

Кстати, сейчас издаются очень хорошие, интересные журналы «Воспитание школьников», православный журнал «Купина» - я их выписываю, там много прекрасного, необходимого нам, материала. Потом показала программу заведующей нашего РОНО, нашему директору, поговорила с родителями второго класса, где я предполагала работать и получила их согласие, что было главным. Вести «Основы православной культуры» для пятых и далее классов, я думаю, поздновато.

На родительском собрании я рассказала о программе: что это такое, какие знания даются детям, и родители практически единогласно проголосовали за введение этого курса. Сопротивления со стороны нашего школьного руководства тоже не было, и так я начала работать, но только во втором классе. Посчитала, что первоклассники еще маленькие, а со второклассниками уже можно начинать. Я не только сама с ними работаю, но и приглашаю в школу священников.

Мы заключили трехсторонний договор-соглашение с настоятелем Казанского храма отцом Михаилом и игуменом Святогорского монастыря Макарием о наших обязательствах друг перед другом, к которому прилагается, согласованный сторонами, план работы с нашими учащимися. Договор мы продлеваем. В план входит работа факультатива, работа с учителями - наши священники приходят с беседами и в педагогический коллектив. В школе есть библиотечка духовной литературы в триста томов, есть и в детской библиотеке раздел православной литературы. Монастырь помогает нам с экскурсиями, мы бываем в Изборске, в Псково-Печерском монастыре, нас там знают, приглашают на трапезу и очень хорошо встречают. Факультатив у нас идет один час в неделю, а остальная работа проводится внеклассно со всей школой.

Мы заручились для этого поддержкой родителей от первого класса до 14 лет, о том, что родители не возражают против прослушивания курса «Основ православной культуры». У нас разработан цикл бесед, и для их проведения, как правило, мы приглашаем наших священников отца Михаила или насельников Святогорского монастыря. Но отмечу, что только в одном классе, втором, у нас ведется факультатив, а с остальными классами школы я, или священники, проводим занятия один раз в месяц, или в четверть.

Мы обращаем внимание на нагрузку наших учащихся, потому что, по моему мнению, много давать православного материала нельзя – это не всегда полезно. Если я вижу, что класс расположен, мы с таким классом и работаем, но очень многое зависит от классного руководителя, от его желания сотрудничать со мной.

У нас уже не один год отмечаются в школе праздники Рождество Христово и Пасха, мне очень помогают в этом классные руководители наших начальных классов. Два года проходят конкурсы духовной поэзии и духовной песни, мы принимаем участие в православных творческих конкурсах по мере возможности. Впереди, мы предполагаем, провести православную образовательную районную конференцию при Казанском храме.

Трудно сказать, какие изменения происходят в душах наших детей, когда они заканчивают второй класс и проходят программу по православной культуре, но, что касается знаний, дети показывают знание православных традиций, православной истории. Они знают, где родился Христос, кто Его Отец, кто – Мать, а это тоже немаловажно. Но предлагать им идти в храм и молиться я не могу, не имею права этого делать. Я им даю начальные знания, подсказываю какие – то жизненные ситуации.

На Корнилиевсиких чтениях я бываю постоянно, и с большим желанием. В прошлом году делала доклад из опыта работы нашего факультатива. Чтения очень укрепляют духовно. Мы не только там слушаем, мы общаемся, и рядом монастырь - к шести утрам идем помолиться, и возвращаемся домой после семинара духовно обогащенными. Кроме того, монастырь нам дарит очень много книг. Дай Бог здоровья отцу Тихону! Я беру книги, какие мне нужны для работы, и меня уже просят привезти «монастырские листки». Здесь, на Чтениях, очень важно общение, важен другой опыт.

«Основы православной культуры» в школе преподавать необходимо - это наши корни, наша жизнь, это все наше. Как же без этого? Думаю, здесь и проблем не должно быть, но, если кто-то говорит, что не преподавать, значит, этот человек не патриот. Я - патриот, русский патриот. Пусть будет и «Мировая художественная культура», но «Основы православной культуры» - это наше, родное.

С другой стороны, насаждать преподавание «Основ» насильно нельзя, потому что столько лет безбожия посеяли свои плоды, и это может вызвать негативную реакцию, кто-то может сказать: «очередная инновация». Так что, пусть как идет, так и идет маленькими шажками, постепенно с Божией помощью. Но если в школе будут преподавать «Основы православной культуры», мы дадим ребенку возможность сделать выбор: пойти по мирскому пути, или духовному. Он должен знать, что помимо теории Дарвина есть и Священная библейская история. У ребенка должно быть право выбора».

Надежда Николаевна Денисенко, преподаватель «Мировой художественной культуры» в гимназии г. Опочка (Псковская область):

«Я впервые на таких Чтениях, получила приглашение и приехала. В своей преподавательской практике мне приходиться рассказывать о Православной культуре, знакомлю моих учеников с архитектурной традицией русских церквей, рассказываю о храмовой символике, разработанной Отцами церкви, о поведении в храме, его устройстве…

Но не касаюсь вероучительных догматических сторон Православия. Много слышала о Корнилиевских чтениях, знаю, что здесь дают открытые уроки по МХК, и, конечно, мне самой очень важно образовываться в своем предмете и представлять, как работают мои коллеги. Тем более, что нет предела совершенству, и учиться надо всегда. У нас в Опочке пока не преподаются факультативно «Основы православной культуры». Я же теперь подумаю, как возможно работать у нас в гимназии в этом направлении».

Юрий Юрьевич Журавлев, преподаватель гимназии г. Острова, Псковская область. Пономарь Свято-Введенского монастыря с. Володимирец:

«Я четыре года преподаю «Основы православной культуры» и православное краеведение в нашей гимназии. У нас замечательная гимназия, уже второй учебный год мы начинаем с молебна на линейке 1 сентября, и это приветствуется родителями и благотворно принимается. 14 марта у меня открытый урок по Великому посту.

Три года назад я взял шестой класс, дети сейчас восьмиклассники. Так же я веду седьмой класс, и еще у меня четвертый класс – всего три класса. Один день в неделю я работаю с этими классами. Веду интегрированные уроки по Древней русской литературе: история возникновения русской письменности, летописи, Жития святых. У меня есть уроки по краеведению, связанные с историей погостов и монастырей Островского края, мы занимаемся историей Крестных ходов, а вчера проводили урок в церкви св. Николая Чудотворца, нашей древнейшей церкви.

В библиотеке гимназии существует отдел православной книги, где наши дети могут взять «Жития святых», православные рассказы для детей. Гимназия закупила комплект учебников для учителя начальной школы по «Основам православной культуры», курс Бородиной 1-4 классы.

Эту программу я использую и отрабатываю на тех классах, которые взял, на разновозрастных классах. На Корнилиевских чтениях я уже второй раз, и считаю, что это крайне необходимый педагогический образовательный семинар, где педагоги, заинтересованные в духовном просвещении нашей Родины, встречаются, обмениваются опытом, профессиональными мнениями, получают большой духовный и эмоциональный заряд, необходимую информацию для своего развития. Очень хотелось, чтобы это было не только в Печерах, но и у нас в Острове, в каждом районе области».

От информационной службы Епархии добавим, что Программа Девятых православных Корнилиевских чтений разнообразна по тематике, а концепция Чтений была предложена архимандритом Тихоном - духовное здоровье детей. Возможно, поэтому особенное внимание докладчиков было посвящено преподаванию и духовной составляющей русского языка. Информационная служба Псковской епархии полагает, что проблема преподавания и существования русского языка в современном пространстве России - одна из важнейших в нашем обществе, и мы к этой проблеме еще вернемся в наших публикациях.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11