03-10-2009
Во вторую Неделю Великого Поста, 4 марта, Русская Православная
Церковь совершает память Святителя Григория Паламы, архиепископа
Фессалоникийского и говорит нам о тайне Света, к которому мы должны
приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Свт. Григорий Палама (1296-1359), принадлежит к числу последних
византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения
Константинополя под ударами турок – в конце XIII-начале XIV века.
Григорий Палама, афонский монах был одним из основателей исихазма,
мистического учения о слияния человека с Богом. По его учению, человек,
который достиг совершенства в любви, возлюбив Бога без всякого эгоизма
и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной
энергии, то есть живой и повсеместно действующей благодати Бога и
возвыситься до самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной Славы –
обожиться. Святитель Григорий Палама утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и
человеку в Своих энергиях; что энергии Бога – это не одно из Его
творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению. Слава Божия –
ослепительный Свет, который видели Апостолы на горе Фавор. Само же слово "исихазм" происходит от греческого "исихия" – молчание,
т.к. для достижения необходимого состояния духа, исихасты практиковали
длительную, уединенную "умную" молитву. То есть "в уме", без слов
молились, особо предпочитая Иисусову молитву: "Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй мя!". Григорий Палама выступил на защиту именно умного православного делания.
Весь спор его с католическим монахом Варлаамом Калабрийцем и был
основан на том: Божественный свет – это нетварный, или это тварный
свет, как утверждал Варалаам. Григорий Палама объяснял, что монахи
сосредотачиваются на своем сердце, как источнике духовных движений.
Искони в православии было такое, что всякий православный человек,
который хочет заниматься духовной жизнью, должен следить за своим
сердцем, что там в нем происходит. Если человек следит, то он может в самом начале предотвратить все свои
греховные падения. А для того, чтобы предотвращать злые помыслы, надо с
благоговением произносить Имя Божие, силой Имени Божьего все они
разрушаются, силой Иисусовой молитвы. Те монахи, которые преуспели в
духовном делании обязательно под опытным духовным руководством,
начинали действительно видеть Бога в своем сердце в виде Неизреченного
Света. Григорий Палама встал на защиту православного учения о
Неизреченном Свете, и ересь Варлаама была им побеждена. Апостолы видели
Божественный Свет, когда им явился Господь на горе Фавор в сияние,
такой же Свет видели и афонские монахи – исихасты. Св.Григорий Палама закончил свою жизнь около 1360 года в сане
архиепископа города Салоники, причем прославился даром исцелений и
разнообразными чудесами, совершенными им в этом греческом городе. Еще преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.) задолго до св.
Григория Паламы сподобился благодатного просветления и не раз ощущал
себя окруженным неземным Светом. В своих гимнах он писал об этом: "Не
говорите, что невозможно принять Божественный Дух, не говорите, что без
Него невозможно спастись, не говорите, что кто-нибудь причастен Ему,
сам того не зная, не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что
люди не видят Божественного Света или, что это невозможно в настоящие
времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже
возможно желающим!" Видение Божественного фаворского Света и для нашего современного бытия не должно являться отвлеченным понятием. Преподобный Силуан Афонский, современник XX века, переживал в себе
чувство нетварного Божественного Света, называя это "чувством живого
Бога", которое поглощает всего человека и человек не знает тогда о себе
– в теле он или вне тела. Преподобный точно описал собственные ощущения
и переживания Божественного Света: "Человек сознает себя при этом так
действенно сильно и глубоко, как никогда в обыденной жизни, и вместе с
тем забывает и себя и мир, увлеченный сладостью любви Божией. Он духом видит Невидимого, дышит Им, весь в Нем…Приходит видение
непостижимым образом, когда не ожидается; приходит не извне и даже не
изнутри, а неизъяснимо объемлет дух человека, возводя его в мир
Божественного Света; и не может он сказать, был ли это экстаз, то есть
исступление души из тела, потому что и возврата в тело он не замечает;
так нет во всем этом явлении ничего патологического. Действует Бог – человек воспринимает; и не знает он тогда ни
пространства, ни времени, ни рождения; ни смерти, ни пола, ни возраста,
ни социального, ни иерархического положения, ни иных условий и
отношений мира сего. Пришел Господь, Безначальный Начальник и Свет
жизни, милостиво посетить кающуюся душу". Протоиерей Александр Шаргунов в одной из своих проповедей в Великом
посту заметил: "Беда, если мы воспринимаем догматические вопросы о
Божественном свете, как простые богословские или ученые рассуждения, не
имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только
одно: что тот Свет, о котором нам возвещает Бог – Свет, в котором нет
никакой тьмы – для нас остается не увиденным, и мы не приносим печали
покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в
конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными,
переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы
теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны
осуществить в Церкви". В Греции исихазм сохранился на Афоне. Есть греческий монастырь
молчальников св. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне. На Руси
последователем исихазма был Сергий Радонежский. Лучшие подвижники
православного мира Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Амвросий
Оптинский мыслили и чувствовали во многом так же, как и святитель
Григорий Палама, который верил в то, что человек может взойти к Богу,
верил в то, что человек не должен смиряться с собственным
несовершенством, а должен преодолевать его. Опыт исихастов – это,
прежде всего, монастырский опыт. Григорий Палама пережил гонения за свое учение о фаворском Свете, но
затем оно было признано истинно православным, а Григорий Палама через
семь лет после смерти был канонизирован. Прославление Григория Паламы,
искателя Бога, во второе воскресение Великого поста побуждает верующих
к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным
светом. Время Великого поста, вообще время поста – время смирения и
покаяния, время молитвы, всего того, что необходимо, чтобы
почувствовать Бога Живого, как говорил преподобный Силуан Афонский.
|