РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Святитель Димитрий Ростовский

Преподобный Никандр Псковский

Литургия Преждеосвященных даров

Если в сердце у нас нет Бога, его место занимает дьявол

Новые праздники - прежние надежды

21 октября на острове Верхнем вспоминают Преподобного Досифея

Причащайте детей, приводите в храм Божий младенцев

Только на церковно - славянском языке мы должны служить и славить Бога

9 августа память святого великомученика и целителя Пантелеимона

Неделя Вторая Великого поста. Божественный Свет

Псковская епархия поздравляет с Днем защитника Отечества и напоминает: Русская армия не рождалась 23 февраля - она была всегда

25 февраля Неделя Первая - Торжество Православия

31 марта Лазарева суббота

Собор Святых земли Эстонской

Монолог о славянском языке

18-я Неделя по Пятидесятнице. Память святых отцов YII Вселенского Собора

5 марта память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1570)

Неделя пятая Великого поста. Преподобная Мария Египетская

Неизвестная Каппадокия

Воскресные школы при храмах - духовная и нравственная основа государства

 
Архив новостей, ч.6
 
Неделя Вторая Великого поста. Божественный Свет
03-10-2009


Во вторую Неделю Великого Поста, 4 марта, Русская Православная Церковь совершает память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского и говорит нам о тайне Света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово.

Свт. Григорий Палама (1296-1359), принадлежит к числу последних византийских богословов и Отцов Церкви, он жил незадолго до падения Константинополя под ударами турок – в конце XIII-начале XIV века. Григорий Палама, афонский монах был одним из основателей исихазма, мистического учения о слияния человека с Богом. По его учению, человек, который достиг совершенства в любви, возлюбив Бога без всякого эгоизма и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии, то есть живой и повсеместно действующей благодати Бога и возвыситься до самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной Славы – обожиться.

Святитель Григорий Палама утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергии Бога – это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению. Слава Божия – ослепительный Свет, который видели Апостолы на горе Фавор.

Само же слово "исихазм" происходит от греческого "исихия" – молчание, т.к. для достижения необходимого состояния духа, исихасты практиковали длительную, уединенную "умную" молитву. То есть "в уме", без слов молились, особо предпочитая Иисусову молитву: "Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!".

Григорий Палама выступил на защиту именно умного православного делания. Весь спор его с католическим монахом Варлаамом Калабрийцем и был основан на том: Божественный свет – это нетварный, или это тварный свет, как утверждал Варалаам. Григорий Палама объяснял, что монахи сосредотачиваются на своем сердце, как источнике духовных движений. Искони в православии было такое, что всякий православный человек, который хочет заниматься духовной жизнью, должен следить за своим сердцем, что там в нем происходит.

Если человек следит, то он может в самом начале предотвратить все свои греховные падения. А для того, чтобы предотвращать злые помыслы, надо с благоговением произносить Имя Божие, силой Имени Божьего все они разрушаются, силой Иисусовой молитвы. Те монахи, которые преуспели в духовном делании обязательно под опытным духовным руководством, начинали действительно видеть Бога в своем сердце в виде Неизреченного Света. Григорий Палама встал на защиту православного учения о Неизреченном Свете, и ересь Варлаама была им побеждена. Апостолы видели Божественный Свет, когда им явился Господь на горе Фавор в сияние, такой же Свет видели и афонские монахи – исихасты.

Св.Григорий Палама закончил свою жизнь около 1360 года в сане архиепископа города Салоники, причем прославился даром исцелений и разнообразными чудесами, совершенными им в этом греческом городе.

Еще преподобный Симеон Новый Богослов (949-1022 гг.) задолго до св. Григория Паламы сподобился благодатного просветления и не раз ощущал себя окруженным неземным Светом. В своих гимнах он писал об этом: "Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух, не говорите, что без Него невозможно спастись, не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная, не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что люди не видят Божественного Света или, что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим!"

Видение Божественного фаворского Света и для нашего современного бытия не должно являться отвлеченным понятием.

Преподобный Силуан Афонский, современник XX века, переживал в себе чувство нетварного Божественного Света, называя это "чувством живого Бога", которое поглощает всего человека и человек не знает тогда о себе – в теле он или вне тела. Преподобный точно описал собственные ощущения и переживания Божественного Света: "Человек сознает себя при этом так действенно сильно и глубоко, как никогда в обыденной жизни, и вместе с тем забывает и себя и мир, увлеченный сладостью любви Божией.

Он духом видит Невидимого, дышит Им, весь в Нем…Приходит видение непостижимым образом, когда не ожидается; приходит не извне и даже не изнутри, а неизъяснимо объемлет дух человека, возводя его в мир Божественного Света; и не может он сказать, был ли это экстаз, то есть исступление души из тела, потому что и возврата в тело он не замечает; так нет во всем этом явлении ничего патологического.

Действует Бог – человек воспринимает; и не знает он тогда ни пространства, ни времени, ни рождения; ни смерти, ни пола, ни возраста, ни социального, ни иерархического положения, ни иных условий и отношений мира сего. Пришел Господь, Безначальный Начальник и Свет жизни, милостиво посетить кающуюся душу".

Протоиерей Александр Шаргунов в одной из своих проповедей в Великом посту заметил: "Беда, если мы воспринимаем догматические вопросы о Божественном свете, как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот Свет, о котором нам возвещает Бог – Свет, в котором нет никакой тьмы – для нас остается не увиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви".

В Греции исихазм сохранился на Афоне. Есть греческий монастырь молчальников св. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне. На Руси последователем исихазма был Сергий Радонежский. Лучшие подвижники православного мира Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Амвросий Оптинский мыслили и чувствовали во многом так же, как и святитель Григорий Палама, который верил в то, что человек может взойти к Богу, верил в то, что человек не должен смиряться с собственным несовершенством, а должен преодолевать его. Опыт исихастов – это, прежде всего, монастырский опыт.

Григорий Палама пережил гонения за свое учение о фаворском Свете, но затем оно было признано истинно православным, а Григорий Палама через семь лет после смерти был канонизирован. Прославление Григория Паламы, искателя Бога, во второе воскресение Великого поста побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным светом. Время Великого поста, вообще время поста – время смирения и покаяния, время молитвы, всего того, что необходимо, чтобы почувствовать Бога Живого, как говорил преподобный Силуан Афонский.





 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11