03-10-2009
Сегодняшний день называется днем Торжества Православия. Это событие
связано с победой Православия над иконоборческой ересью, преследовавшей
Церковь около ста лет и исходившей от лиц, которые занимали
императорский престол. Вся мощь государственной машины Византийской
империи обрушилась на православное христианство. Церковь терпела необычайные притеснения. Иконы изымались и
уничтожались, над ними совершались кощунства. Иконоборцы,
руководствуясь как будто здравым смыслом, утверждали, что нельзя
поклоняться иконописным изображениям, потому что это идолы. Они
ненавидели и монашество – отчасти потому, что монахи были самыми
твердыми ревнителями и защитниками иконопочитания и самыми верными
хранителями Церковного Предания, а отчасти, потому что само монашество
есть ангельский образ. Большая часть мучеников того времени – это
монахи, защищавшие святые иконы. Хотя на Седьмом Вселенском соборе (787 г.) иконоборческая ересь была
уже осуждена, однако, благодаря покровительству императоров и давлению
государства на Церковь, она все еще продолжала властвовать. Почти
столетние гонения на Церковь были прекращены императрицей Феодорой. Это
произошло в 842 г. в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех
пор и отмечается Торжество Православия. Что такое икона? Согласно св. Иоанну Дамаскину икона есть не
изображение видимого, а откровение сокровенного. Икона возводит ум к
невидимому, неземному, духовному. Тот, кто изображен на иконе,
оказывает на нас через свое святое изображение духовное воздействие.
Древние иконописцы знали, какой благоговейный ужас охватывает
христианина, взирающего на лик Спасителя или лик Богоматери, в
особенности, если икона значительного размера и прекрасно духовно
написана. С этим духовным воздействием связаны ниспосылаемые от Бога через
молитвенное заступничество Пресвятой Богородицы и святых, дары
чудотворений и исцелений, истекающие от святых икон. Икона – это
украшение, хотя она и может представлять величайшую художественную
ценность, не простая картина, не иллюстрация евангельской истории или
жизни прославленного святого. Икона – это элемент богослужения,
средство возведения ума молящегося от образа к первообразу. Созерцание светлого образа создает молитвенную настроенность в душе
верующего. От первообраза, то есть от Господа Иисуса Христа, Богоматери
или святого, исходит Божественное действие вышеестественная сила,
благодать, которая через образ, икону оказывает воздействие на
человека, его духовное и физическое состояние. Икона в храме открывает
нам доступ к умному созерцанию Небесного мира. Иконы суть видимые знаки
невидимого присутствия в Церкви Господа и Спасителя Иисуса Христа,
Пресвятой Владычицы Богородицы, ангелов и святых в небесной славе. Многие люди, взирая в храме на иконы, возгораются духом, в них
возбуждается вера, и любовь к Богу. Почитание икон является не чем-то
второстепенным и маловажным, а одним из основных догматов православного
вероучения. Даже сектанты, отрицая поклонение иконам, пользуются теми
изображениями Спасителя, которые донесены до нашего времени
канонической православной иконописью. Пример тому – пусть даже и
несколько искаженные изображения Спасителя в западных изданиях детских
Библий или в иллюстрациях к Священному Писанию Гюстава Доре. Мы, православные христиане, должны быть благодарны тем подвижникам
Благочестия, которые на протяжении почти целого столетия боролись с
иконоборчеством, жертвовали своей жизнью, терпели многие поругания и
унижения. Наконец истина восторжествовала. Православие сохранено для
нас во всей его чистоте, и в день Торжества Православия, мы вспоминаем
тот день, когда окончательно была попрана эта нелепая ересь
иконоборцев. Так Церковь отстояла свое право поклоняться иконам.
|