РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Святитель Димитрий Ростовский

Преподобный Никандр Псковский

Литургия Преждеосвященных даров

Если в сердце у нас нет Бога, его место занимает дьявол

Новые праздники - прежние надежды

21 октября на острове Верхнем вспоминают Преподобного Досифея

Причащайте детей, приводите в храм Божий младенцев

Только на церковно - славянском языке мы должны служить и славить Бога

9 августа память святого великомученика и целителя Пантелеимона

Неделя Вторая Великого поста. Божественный Свет

Псковская епархия поздравляет с Днем защитника Отечества и напоминает: Русская армия не рождалась 23 февраля - она была всегда

25 февраля Неделя Первая - Торжество Православия

31 марта Лазарева суббота

Собор Святых земли Эстонской

Монолог о славянском языке

18-я Неделя по Пятидесятнице. Память святых отцов YII Вселенского Собора

5 марта память преподобномученика Корнилия Псково-Печерского (1570)

Неделя пятая Великого поста. Преподобная Мария Египетская

Неизвестная Каппадокия

Воскресные школы при храмах - духовная и нравственная основа государства

 
Архив новостей, ч.6
 
Литургия Преждеосвященных даров
02-10-2009


В своем Богослужебном уставе наша Святая Церковь отмечает особенно дни Великого поста: уменьшается торжественность богослужения, поются покаянные молитвословия, читается "постовая" молитва Ефрема Сирина, появляется Литургия Преждеосвященных Даров, которая совершается по средам и пятницам Великого поста, и впервые три дня Страстной седмицы.

Божественную Литургию служили в древней Церкви каждый день, но по мере того, как уменьшилась ревность христиан, и не было нужды каждый день приобщать их Святых Христовых Тайн, решили обозначить среду и пятницу, как дни особого воспоминания жития Бога нашего Иисуса Христа. Эту Литургию служат в Великом посту, в среду и пятницу, но, если на неделе есть праздник, то ее могут служить и в четверг, например.

Божественная Литургия в понимании христианина - Торжество. Первые Литургии христиане называли Пасхой, с пасхальным ощущением и приходили к Литургии. После Литургии обязательно следовала трапеза, а между тем, устав Великого поста с древности приписывает, чтобы вкушали мало и после заката солнца. И Литургия, совершавшаяся пополудни, и трапеза, следующая за ней, не могли примириться с необходимым состоянием скорби поста. Отцы Церкви сравнивали пост христианина с воином на поле брани, который думает не о торжестве, а о борьбе, потом будет торжество и праздник.

Поэтому они нашли, что не должно в Великом посту устраивать торжества, и стало невозможным совершать Литургию каждый день, но христианина нельзя было оставить без причастия на неделю. Постепенно закрепилось совершение Литургии Преждеосвященных Даров.

В древности после Литургии некоторые миряне уносили с собой часть Тела и Крови Христовых, чтобы позже приобщиться таинств Христовых; диакона разносили части Тела и Крови Христовых для причащения больных, а расстояния были большими, и приобщались, бывало, на следующий день. Практика изнесения даров и принятия их не во время Литургии, а в другой день, была в древней Церкви, она и легла в основу Литургии Преждеосвященных Даров Великого поста. Ревность христиан, постоянное желание приобщаться Святых Тайн, подвигли к тому, что был составлен чин правила к причащению, связанный с вечерним богослужением, правило к Литургии и само причастие, но без литургийных молитв.

Этот чин Литургии Преждеосвященных Даров имеет древние корни, но, между тем, приписывают его многие Григорию Папе Римскому, Григорию Двоеслову (YI). До св. Григория Двоеслова была Литургия Преждеосвященных Даров, и тексты этой Литургии имеют свое происхождение в апостольский период, но на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров мы называем автора Литургии Григория Двоеслова. Все-таки исторически можем утверждать, что он тот, кто систематизировал, собрал воедино древние и современные тексты, выразил их в единый строй Литургии Преждеосвященных Даров, является соавтором Апостолов.

Его Литургия быстро распространилась в древней Церкви. Литургия Великого поста Преждеосвященных Даров начинается с вечерни, на которой читается продолжительная 18 кафизма, а в Алтаре достаются, заранее заготовленные Дары из Дарохранительницы, с каждением всего Алтаря, они почтенно перекладываются на престол, на дискос, а потом также в Алтаре, через Горнее место, торжественно переносятся в жертвенник. Вместо "Херувимской песни" хор поет: "Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо, входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа".

Добавляется в вечерни и чтение паремий, но нет ни "Херувимской песни", ни "Милости мира", две ектеньи "Исполним молитву" и "Все святые помянувши" слагаются воедино…

Чтение Апостола и чтение Евангелия - опускается вовсе. Каждение на Апостоле, которое совершает священник и вынос свечи, который совершается при Евангелии - сопрягается в другое действие: во время чтения паремий священник выходит с кадилом и со свечой и объявляет: "Свет Христов просвещает всех!" После "Херувимской" мы закрываем Царские врата и завесу полностью, а затем открываем. На Литургии Преждеосвященых Даров закрытие завесы происходит наполовину.

Это не все из тех особенностей, что есть в Литургии Преждеосвященных Даров, но основными своими "узлами" она похожа на обычную Литургию. Самое причастие, благодарение за причащение и конец Литургии совершается по порядку Литургии святителя Иоанна Златоуста.

Литургия святителя Иоанна Златоуста служится в субботу, в воскресение в Великом посту служат продолжительную Литургию святителя Василия Великого, она же служится в дни поста в Великий четверг и Великую субботу, всего в году совершают десять Литургий святителя Василия Великого. За любым цветом в христианской символике определено какое-то значение, как правило, праздничное, обозначающее подвиг человека во Имя Божие.

Потемнело, нет ни одного цвета - черно. Черный цвет - цвет траура, цвет плача, но с другой стороны, в символике Церкви черный цвет - это отсутствие всякого цвета. Первая седмица Великого поста - образ поведения всей Святой Четыредесятницы, наша Церковь облачается в черные ризы.





 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11