03-10-2009
В нашей Церкви начинается третья, последняя приготовительная неделя
перед Великим постом. Первая имела название о мытаре и фарисее, вторая
– о блудном сыне, третья Неделя называется о Страшном Суде.
Три
приготовительные недели перед Великим постом Святая Церковь установила,
чтобы православные постепенно входили в строгий Великий пост, в
котором, прежде всего, необходимо проникнуться духом покаяния. Церковь
уже не венчает в эту неделю, свадьбы не играются.
Православному
народу надо сужать круг развлечений и задумываться: кто мы? откуда мы?
зачем мы живем и по совести ли? что наполняет нашу душу? Вопросов
много, и увидеть свое духовное состояние можно в тишине, наедине с
самим собой.
В воскресение, 11 февраля Православная Церковь
вспоминает Страшный Суд Божий. Евангелист Матфей (XXY.31- 46)
свидетельствует нам в Евангелии о пришествиях Господа – Первом и Втором.
Во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа начнется Страшный Суд над всем человечеством.
Проповедь настоятеля церкви Нерукотворного Образа Спаса нашего Иисуса
Христа иерея Евгения Ковалева о воскресном евангельском чтении Недели о
Страшном Суде, сказанная в храме 11 февраля:
"Во имя Отца и
Сына и Святаго Духа! возлюбленные о Господе! Братия и сестры.
Поздравляю вас с праздником Воскресения. Сегодня Русская Православная
Церковь чтит память святых новомучеников и исповедников Российских, и
мы с вами молились в приделе храма Нерукотворного Образа, который
освящен в честь мучеников и исповедников Российских – так что сегодня
престольный праздник нашего храма. Сегодня еще и воскресный день, в
который Церковь подготавливает нас к Великому посту и напоминает нам о
Суде Божием.
Эта Неделя именуется Неделей о Страшном Суде.
Евангельское чтение и Апостольское послание повествуют нам о грядущем,
о будущем, которое сокрыто пока от нас, но Господь через слово Свое
открывает нам это будущее, и сегодняшняя притча раскрывает нам правду
Суда Божия. В этом евангельском рассказе повествуется о Царе, который
имеет право, в силу своей царственности, совершать суд людям. Здесь
говорится о самом важном, о том, как будет совершаться Суд Господень,
как Господь будет судить нас.
В преддверии поста у каждого из
нас возникает вопрос, особенно, в это время, о своих грехах. В чем же
каяться? Что же страшного мы совершили, что так важно в нашей вере? Что
важно для спасения нашей души и что мешает этому?
Мы говорим о
посте, как лечебнице для души, и эти вопросы законны и правильны, они
должны стоять пред нами в каждый день нашей жизни: в чем мы согрешаем?
в чем мы отступаем от Бога? За что и как, и по каким нашим поступкам,
мыслям нашим, делам нашим Господь нас будет судить. И как будет судить?
Искушаемые,
расслабляемые миром сем, мы говорим себе: "ну что, жизнь наша полна
забот, трудов, и то, и другое не ладится, не всегда хватает средств на
жизнь, и на пропитание иногда не хватает, и с начальством нам не везет;
в семье нет у нас любви и понимания, и вообще – жизнь тяжелая.
Так
появляется у нас к самим себе некое самооправдание: я уже и здесь
настолько настрадался, что сама земная участь, как приговор Страшного
суда – здесь живешь как в аду. В чем еще можно каяться? Дай, Господи,
мне и так-то дожить, как есть". Вопрос о грехах наших отходит на второй
план: никого не убили, банки не грабим, никого не поджигаем, никому
ничего злого, вроде, не желаем и не делаем, так в чем нам каяться?
В
церковь ходим, все необходимое совершаем насколько возможно, читаем,
знаем. Так в чем нам каяться? Вот другие – посмотрите! Полстраны в
карман положили, и убивают, и грабят, вот им надо помнить о Страшном
Суде. Им и надо каяться. А мы – жертвы.
Поэтому часто бывает
такое, что подходим к Евангелию с крестом, лежащему на аналое, во время
исповеди, и думаем: "Чего говорить? Каяться не в чем, нет грехов у
меня".
И вот в это воскресение, когда читается Евангелие о
Страшном Суде, нам Господь ясно дает ответ, за что будет судить нас, и
в чем нам нужно каяться. Господь говорит, что каяться нам нужно в том,
что мы забыли Бога. Как можно забыть Бога, если мы в храме, на
Литургии, причащаемся…
Но Господь нас будет оценивать, и о чем
он Сам говорит: по мере нашего милосердия. Господь милосерд, пришел в
мир, пострадал до крестной смерти и даровал нам спасение.
Он все
и всех стерпел, и нам указал этот путь, не разделяя на своих и чужих,
на достойных и недостойных. Он нам говорит, что нужно быть милостивым и
к больному, и к заключенному, и к тому, кто пропил все свои средства и
нечего ему поесть, и к тем, кто забыл Бога и образ Божий в себе – ко
всем нужно быть милосердным.
И зададим себе этот вопрос: мы – то
такие? Всегда ли у нас в сердце любовь и открытость, желание сделать
добро ближнему? Умом мы понимаем, что это надо делать, и никто не
возражает против этого, а вот делать это очень и очень трудно. Трудно
иметь мир в своей семье, трудно, проходя мимо нищего, который замерзает
пьяный, не осудить его, и даже, когда нечего дать, как говорил Иоанн
Златоуст, слезой помочь ему.
То есть посочувствовать, помолиться
внутри себя, поскорбеть, что человек погибает. Но мы не только не
замечаем порой, но осуждаем, и гневаемся на таких людей. Мы стараемся
не думать, что есть погибающие люди, несчастные люди, что есть сироты,
беспомощные старики – не думаем, живем собою, сосредоточены на себе и
своем личном спасении.
Но Господь говорит, как судить будет нас,
и об этом говорится в Евангелии: "сделали ли малым сим, то сделали
Мне". И судить нас будут люди, которых нам Господь посылал, которые
встречались на нашем пути, а мы не увидели их горе, их скорбь, не
увидели в них образ Божий и заботу Божью о нашей душе. Не помогли,
когда он посылал нам людей, чтобы нам возрастать в любви и творении
милостыни. Разве в этом нам не нужно покаяться и разве об этом нам не
нужно помнить? По-разному, но оставили без любви, не хватило у нас,
Господи, этого дара. И вот в этом и нужно покаяться.
Он этого от
нас хочет и ждет. Покаяния. И когда мы будем подходить к великому
Таинству второго рождения, Таинству покаяния, Таинству исповеди, будем
помнить о том Суде, перед которым мы все предстанем, Суде Божьем, Суде
праведном, в котором мы ничего не сможем представить, кроме наших
добрых дел, потому что Господу все остальное о нас известно и не так
важно.
Господь мир преображает, мир изменяет, и мы с вами его
соработники. Нашими руками этот мир и может только измениться, а силу,
крепость и поддержку Господь даст, как дал он их новомученикам и
исповедникам Российским, которые кровью пострадали. Убивающих
благословляли, молились за распинателей своих – вот нам образец в это
воскресение о Страшном Суде, образец подвига и пути. Их пример нам
говорит, что возможно это человеку. Этот путь и подвиг привел их к лику
святых, и мы уже просим у наших новомучеников молитв и предстательства
у Бога на Небесах в вечности о нас с вами.
Чтобы даровал нам
Господь силы в оставшиеся дни нашей жизни быть милостивыми, любить
ближнего своего, поддерживать и укреплять всякого человека, кого
оставила надежда. Господи! дай нам силы творить волю Твою в мире этом,
проявляемую в любви ко всем, кто живет на земле. Да будем и мы
молитвами святых новомучеников и исповедников Российских сопричтены к
избранным Твоим, кому уготовано Царствие Небесное, станем и мы по
правую сторону. Аминь!"
|