15-11-2006
«Однажды, когда народ теснился ко Господу, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, то увидел две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закинь сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, они оставили все и последовали за Ним». (Лк.V.1-11)
Клирик Рождества Богородицы Снетогорского монастыря протоиерей Александр Савельев о Евангельском чтении в воскресение 8 октября: «Евангелие как всегда отражает несколько смыслов одновременно. С одной стороны - ловля рыбы в течение всей ночи, и безплодность этой ловли - есть указание на тщетность попыток всех проповедников и всех учителей до Христа, что-либо «поймать» и кого- либо «уловить». Ветхозаветное время, в этом смысле, есть безпроглядная тьма, в которой ничего не видно, и можно лишь в яму упасть.
Заодно и за тобой идущих, и с тобой ловящих погубить. «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). Приход Христа в мир есть наступление дня. Христос - это «Солнце правды» (Мал.4:2). И вот с наступлением дня, и по слову самого Спасителя, становится возможным настоящая ловля.
Господь говорит: «Вверзите мрежу одесную страну корабля», - и от обилия пойманного даже мрежа прорвалась. Это образ дальнейшей евангельской проповеди. Рыбаки, которые забрасывают невод, - Апостолы, а чудесный улов – успех проповеди. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф.4:19). Рыбаки становятся Апостолами! Но это лишь одна сторона многогранности евангельского смысла. Так сказать, предметно-историческая и пророческая. Есть и другая, имеющая значение для каждого и сейчас. Духовно-нравственная.
Евангельский рассказ о чудесном лове рыбы, который читается за Божественной Литургией, есть важное напоминание всем нам о том, что сколь бы не были мы искусны, как бы не были ловки, все наши труды без Бога - лишь пустая трата времени. И это верно для любых делателей и для любых дел. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Всю ночь трудились рыбаки - будущие Апостолы, многократно закидывали свои сети, но все усилия, все труды не увенчались плодом. И лишь, послушавшись совета Христа Спасителя, обрели плоды своих трудов. Причём, совет-то по-человечески наивный, даже глупый: «Вверзите мрежу одесную страну корабля». Как будто они не занимались этим же самым всю ночь. Но Пётр, хоть и высказал недоумение своё Спасителю, но всё же согласился ещё раз забросить сети. И не пожалел об этом…
Всякое дело, совершаемое с мыслью о Боге и ради исполнения заповеди, какой бы безумной она в глазах мира не казалась, не может не принести плода. А мир он всегда мир. Один древний подвижник сказал, что к концу мира люди Истину будут почитать за безумие, а безумие объявят истиною.
Только такой труд, который приносит плод, окрыляет человека, даёт ему дополнительные силы; а труд безплодный, не приносящий результата, напротив, обессиливает и гнетёт. И вот как раз приносящие плоды труд и деятельность, это труд и деятельность в Боге, для Бога и ради Бога. И нравственно, и духовно здоровый человек всегда это чувствует. Аминь!»
|