РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
История Псковской Епархии
 
История Псковской Епархии
06-03-2009


Псковские новомученики.

5 февраля Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников российских.

В современной жизни мы уже более десяти лет читаем страшные рассказы про НКВД, КГБ, сталинские концлагеря, где погибала интеллигенция России. Та самая, которая очень активно участвовала в приближении революции, организовывала ее и совершала. Но как – то мало слышен и робок голос памяти, вспоминающий убиенных священнослужителей. Практически вся Русская Православная Церковь попала в молох Октябрьской революции.

"В 1937 -1938 гг. в Псковской епархии не осталось ни одного священника, который не был бы осужден НКВД, многие сосланы, немало погибли и погребены в «безвестной могиле», - как пишут издатели книги – мартиролога псковского священства «Псковский Синодик».
Священников обвиняли в контрреволюции (статья 58 УК), либо определяли такие непосильные налоги, которые невозможно было заплатить. Тогда, обвинив священнослужителя в экономическом саботаже, его или расстреливали, или ссылали, или священнослужитель получал поражение в гражданских правах.

В последнем случае священники не могли служить и имели право только на физическую работу, а их детям не разрешалось учиться в школе, если они не отказывались от своих отцов. Их называли «дети лишенцев». Священнослужители, как правило, были многодетными отцами. Семья в пять человек детей была вполне обычной. Кто мог, служил тайно, поддерживая веру Христову в народе, как священномученик Василий Розанов (Черницкий), служивший в храмах Опочецкого уезда, и расстрелянный в 1937 году в возрасте 65 лет.

Известна семья священномучеников, прославленных и в Соборе Российских новомучеников и Соборе псковских святых – Двинские.
Диакон Владимир Двинский (род. 1858) даже Духовную семинарию закончить не мог по бедности. В 1918 году был расстрелян большевиками после мучений возле церкви вместе с ее настоятелем иереем Александром Любимовым. Тела коммунисты не разрешали предать земле. Сын диакона священник Никодим Двинский через двадцать лет, избрав путь отца, был расстрелян НКВД в 1938 году, а второй сын диакона скончался в Карлаге.

Мученическую кончину принял протоиерей Владимир (1862 г. рожд.) настоятель Свято –Троицкого Собора в Острове, в котором ныне хранится икона священномученика. В этом Соборе служил когда – то и его отец. Протоиерей пользовался авторитетом в среде духовенства и любовью паствы, тяжело переживал события 1917 года и призывал народ к хранению веры Христовой, предав анафеме Богоборческую власть. За что был расстрелян вскоре после революции. Перед расстрелом, его, прямо с Богослужения, в священническом облачении схватили и привязали за волосы к лошади, а потом влачили по городским улицам.

Большевики Русскую Православную Церковь рассматривали как единственную легально действующую контрреволюционную силу, имеющую влияние на население. Первая пятилетка страны в 1928 году была объявлена «пятилеткой безбожия», началось массовое закрытие церквей. Закрытые храмы использовались под склады, клубы, квартиры, тюрьмы и столовые. Какие – то храмы взрывали.
В Москве был взорван храм Христа Спасителя. В Пскове повсеместно закрывались церкви и отдавались под склады, мастерские и т.п. В 1933 году взорвали в Псковском Кремле большой теплый Благовещенский Собор. Духовенство стало выселяться за пределы Псковской епархии в Сибирь и Казахстан.

Это были хорошо известные среди псковского духовенства фамилии: Жемчужины, Невдачины, Цветковы, Веретинские, Протопоповы, Головацкие, Назарецкие, Городецкие, Троицкие, Воскресенские, Горские. В 1935 году был закрыт Свято – Троицкий Кафедральный Собор, его собирались взорвать, но в 1939 году открыли антирелигиозный музей. К концу 30 – х годов все псковские Архиереи, бывшие на Архиерейской кафедре в период с 1925 -1936 годы до ее упразднения, были или сосланы, или расстреляны. К 1939 году в Пскове осталось четыре очага «поповского дурмана» - четыре действующие церкви, из которых только одна православная – Димитриевская.

Как говорит очевидица этих событий, Мария Николаевна Благовещенская, к 1941 году в Пскове не было ни открытых храмов, ни священников. В 1941 году в Псков, после взятия города фашистами, прибыла Духовная Православная миссия из Прибалтики с целью воскресить веру в народе, проповедовать Слово Божие. Они очень удивились, как пишет М. Благовещенская, увидев подготовленные к освящению храмы и сохранившуюся глубокую веру в народе. В сентябре 1941 года был Крестный ход вокруг стен города, в котором участвовали около 10 тысяч человек. Храмы для верующих были открыты. Священники говорили, как вспоминает М. Благовещенская, удивлялись: «Мы ехали из Риги учить народ, оказалось, что народ сам учил нас вере и доброте».

Все репрессированное священство Русской Православной Церкви было реабилитировано в 80 -90 е годы XX века.

О праздничном событии Собора новомучеников и исповедников российских рассказывает Проректор Духовного училища в Пскове священник Андрей Вахрушев:

«При Священном Синоде Русской Православной Церкви существует Комиссия по канонизации, которую возглавляет постоянный член Синода Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По всем Епархиям им были разосланы прошения об исследовании биографий, замученных большевиками, священнослужителей. В результате работы Комиссии Митрополита Ювеналия на Архиерейском Соборе в 2000 году Митрополитом был представлен доклад по итогам исследований событий мученичества священников Русской Православной Церкви, и Архиерейским Собором постановлено канонизировать, прославить Собор новомучеников и исповедников российских поименно 1097 человек.

В каждой Епархии России занимались изучением истории мученичества, проводился огромный труд и в нашей, псковской Епархии по этому вопросу. Изучались малодоступные и известные архивы, результатом поисков стало издание уникальной книги «Псковский Синодик» под редакцией Архимандрита Гермогена (Муртазова), в которой представлены исследования и документы, рассказывающие о фактах биографиях псковских мучеников за веру Христову в XX веке. В работе с архивами мы столкнулись с тем фактом, что упорядоченность архивирования церковной истории была разрушена большевиками, и невозможно было узнать кто, когда рукополагался и куда, на какой приход священник был отправлен, трудно было восстановить биографию, житие мученика, картину его жизни, необходимую для канонизации. Раньше это фиксировалось в церковных документах со всей строгостью, после революции документы уже отражали не жизнь Церкви, а историю борьбы с Церковью.

Событие канонизации на Архиерейском Соборе 2000 года является важнейшим в истории Русской Православной Церкви. Название «Собор новомучеников» возник в связи с тем, что имена многих священномучеников, пострадавших за веру в лагерях и тюрьмах, известны одному Богу. Тогда же было постановлено праздновать событие 25 января, или после, в ближайшее воскресение. В этом году Собор новомучеников российских мы празднуем 5 февраля.

Мученики издревле являются фундаментом Церкви. Дом, построенный на камне, стоит, так и Церковь созиждется на жертве. Мученики первохристиане, и новомученики совершают шествие за Царем Крестоносцем и вслед Его. Ведь Господа ожидали, в синагогах изучали Ветхий Завет и знали, когда Он придет, где родится, что будет проповедовать. В своем сочинении Владыка Херсонский Иннокентий (Борисов), ныне прославленный, говорит, что любой простолюдин на вопрос: кто такой Мессия? - мог дать тогда исчерпывающий ответ. Настолько эта тема была исследована и изучена.

И тем не менее, когда Спаситель пришел, все подготовленное и ожидающее Его общество, прошло мимо Спасителя, и прошло с такой жестокостью, что в ответ на Его любовь была явлена человеческая злоба такого масштаба и такого плана, что даже умереть в городе место Спасителю не нашлось. Его вывели за город на Голгофу и там казнили позорной казнью повешения на древе. Он родился вне общества, жил вне города, не имел, где голову приклонить, и Ему не дали умереть в стенах города. Далее следовали Ученики, и если смотреть на ход истории, то мы видим, что своей таинственной смертью умирает только Святой Апостол Иоанн Богослов, все остальные Ученики Его Апостолы пострадали за веру Христову мученически, проповедуя слово Божие, и на их призыв к любви общество дает страшный ответ.

Все Апостолы закончили жизнь казнями: кто утоплен, кто распят на кресте, и даже на иксообразном, как Апостол Андрей; кого пронзили копьями, кому отсекли голову, кого повесили на дереве. Апостола Матфея растянули на земле и разложили костер на его лице. Все Апостолы Христовы умирают в страшной мученической кончине и не отрекаются от Господа. Первомученик архидиакон Стефан избит камнями, Апостол Иаков сброшен с крыши здания на каменную площадь и, оставшись в живых, добит камнями. И все они оставались тверды в своей вере любви к Богу. Если посмотреть поверхностно на историю Церкви, то за двадцать один век нет ни одного столетия, в котором кто – то ни пострадал за имя Христово.

Но, казалось бы, чем человек дальше живет, чем дольше длится история, развивается прогресс, науки изучаются, разрабатываются и переписываются конституции, когда, кажется, все для человека, но вспомним XX век - самый развитый из всех предыдущих. Здесь и самолеты, и ракеты, и мобильные телефоны, и этот век дал тысячи новомучеников российских. Во время строительства социализма и человеческих свершений в концлагеря увозятся те, кто посвятили себя Богу, их мучают и убивают за то, что они проповедуют любовь.

XX век в Русской Православной Церкви, когда приходит Богоборческая власть, век страшный, и читать историю Церкви в эти годы без содрогания сердца невозможно. Мне довелось быть однажды на Рождественских чтениях в Москве, которые проходят при Патриархии, и побывать на выставке, посвященной новомученикам российским. Из разных Епархий привезли вещи новомучеников: простреленная одежда, запеченная кровью, рясы, крестики. Удивительно, что стояли Святые новомученики до конца, и в жизни были подлинными подражателями дела Христова. Это были лучшие священнослужители, и все они были расстреляны, или замучены. Евгений Трубецкой в очерках о русской иконе в своей защите бытия Божия заметил, что если Рублев написал Троицу, то он ее просто увидел, потому что придумать то, что он написал, невозможно. Думается, что и человек идет на смерть не за предположение.

За предположение никто умирать не будет, и не просто умирать, а страдать. Нам дается одна жизнь, которая является безценным и единственным даром, мы не живем второй раз, и потому, говорят, нет подвига более, чем кто положит жизнь задруги своя. Если мы отдаем жизнь, мы отдаем все, что имеем, и это есть высочайшее доказательство преданности Господу, ради Которого ты жил. За предположение: «предполагаю, что Господь есть» – за это не умирают, не идут на муки. Православное мученичество - безпрецедентное явление, ни в одной мировой религии нет такого, как мученичество за Христа. Есть различные мученики за разные идеалы, и их единицы, а в истории нашей Церкви сотни тысяч мучеников.

И на сегодняшний день в РПЦ поименно канонизировано 1588 человек, но труд о канонизации святых не приостановлен, в каждой Епархии продолжается сбор материалов, и в нашей Епархии тоже, по дальнейшему изучению мученического подвига наших священнослужителей. Псковская земля воспитала великих пастырей Церкви, которые пострадали в послереволюционное время и время тридцатых годов. Ныне с правой стороны в Троицком Кафедральном Соборе появилась новая икона «Святыя священномученики псковские» - Святая седмерица, семь священников Псковской епархии – Александр Гривский, Пантелеимон Богоявленский, Василий Триумфов, Гавриил Преображенский, Николай Дворицкий, Василий Розанов и Афанасий Кислов.

Всех новомучеников псковских объединяет многое: все они с детства определили свой путь в Церковь, были воспитаны в благочестивых семьях, заканчивали Епархиальные Духовные училища, но, в основном, заканчивали Псковскую Духовную семинарию и несли послушание на приходах Псковской области. Но успели послужить немного, погибали молодыми, как правило, оставив большие семьи. Священники были многодетны: у протопресвитера Афанасия Кислова было девять детей, когда батюшку в 1935 году на Пасху забрали в НКВД. Произвели обыск, взяли все деньги и иконы в окладах. Дети остались с матушкой и потом ходили по миру, собирая милостыню. Но духовное начало было столь сильным в семье, что выросли дети отца Афанасия благочестивыми людьми, а два сына батюшки погибли на фронте. Семья Кисловых до 70 – х годов не знала, жив ли их отец, им никто не сообщал о судьбе расстрелянного священника.

В период 20-30 е годы в Псковской области была полностью разрушена церковная жизнь: иконы сжигались телегами, сбрасывались колокола, закрывались церкви, священников забирали органы НКВД и расстреливали, или отправляли в ссылки и лагеря. А семьи священнослужителей лишались гражданских прав. В 1936 году была упразднена Архиерейская псковская кафедра, закрыты все монастыри Епархии, а их насельники или ушли, или были вывезены в лагеря и тюрьмы; закрыты четыре Епархиальных духовных училища и Духовная семинария в Пскове. В Пскове к 1938 не осталось ни одного действующего храма.

В Псковской епархии было более тысячи священнослужителей, к 1940 году было расстреляно около 250 священнослужителей, более 1000 приговорены к разным срокам лагерей и ссылки. Политика ликвидации Русской Православной Церкви привела к физическому уничтожению подавляющего большинства священнослужителей, численность которых сократилась на 96%. В 1914 году клир РПЦ составлял 68928 священников и диаконов, к 1941 году в СССР остались 5665 священнослужителей, только четыре Епископа, один из которых, Архиепископ Петергофский Николай (Ярушевич) был перед войной управляющим Новгородской и Псковской епархиями.

В Книге Памяти, где приводятся фамилии репрессированных на территории Псковской области, среди 4500 фамилий – около тысячи человек из числа священнослужителей, но фактически пострадавших за веру на Псковщине значительно больше. В 2003 -2004 годах от Псковской епархии было прославлено еще девять святых священномучеников. В предисловии к «Псковскому Синодику» Архимандрит Гермоген (Муртазов) написал: «Как бы не была ценна земная жизнь, она не ценнее вечности. Важна не внешняя победа и не материальный результат, а стояние в Истине: «Претерпевший же до конца спасется». Россия выплавила в своих недрах великий народ и создала великую культуру. Вклад псковичей, наших земляков в сокровищницу христианского наследия Россия несомненен и немал. Новомученики и исповедники Псковского края умножили славу Христовой Церкви, славу России, нашего дорогого Отечества».

Мученичество укрепляет Церковь, и Праведный Иоанн Кронштадтский пророчествовал: «Предвижу восстановление мощной России, на костях мучеников, как на крепком фундаменте будет воздвигнута Русь новая, крепкая в своей вере во Христа Бога».

В конце 2005 года в Псковской епархии по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия был издан единственный в своем роде труд специалистов – историков и насельниц Снетогорского монастыря Рождества Богородицы в Пскове под редакцией духовника монастыря Архимандрита Гермогена (Муртазова) «Псковский Синодик». В книге собраны архивные материалы о мученичестве псковского священства в послереволюционное время, приводится обширный фактический материал, статистика, многие факты публикуются впервые. Некоторое количество исследовательских записей сгорело во время пожара в монастыре, но труд, Слава Богу, был окончен и издан.

 




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11