01-10-2009
Когда информационная служба Псковской епархии бывает на приходах,
особенно сельских, районных, и мы разговариваем со священниками,
невозможно не спросить вообще о жизни, обычной жизни людей, живущих в
этом селе, в этом районном городке. В Невеле сохранился один храм – во
имя Святой Троицы, мы стоим у его алтаря и разговариваем с настоятелем
игуменом Варнавой (Баскаковым).
Отец
Варнава рассказывает: "Раньше Невель был богатый город, теперь – нет,
закрыли медицинское училище, грозятся, что закроют ПТУ, пока
сохраняется детский дом, но поднимается вопрос и о его закрытии.
Основная масса молодежи отправляется в Питер, или в Москву на заработки.
На
Литургии в храме в воскресение 100-150 человек, служба совершается
каждый день, среди недели собирается три – пять человек прихожан на
службу. В Троицком храме два клирика: отец Павел и отец Федор. В
воскресные дни отец Павел служит или в Иваново, или в Вологино.
Священников не хватает: в районе девять храмов, а священников – шесть.
Есть храмы в селе Плиссы, в Вологино, в Иваново, в Шульгах, в Стайках,
в Усть -Долысах, в Туричино, в Опухликах. Было когда-то в Невеле восемь
храмов, был монастырь Преподобного Нила Столобенского, остался один
Троицкий храм".
Отец Варнава отвечает на наши вопросы и продолжает свой рассказ:
"Раньше
на месте Троицкого храма была часовня, ее на кладбище построил помещик
на месте захоронения родителей, часовня стала пятикупольным храмом
(1850г.).
Сейчас уже год стоят леса, думал промыть стены и
потолок, но наш Владыка благословил возобновить живопись, пока ищем
живописца. Стенопись появилась при отце Иоанне Васильеве, расписан храм
был в 70- е годы XX столетия.
Древние иконы этой церкви после
революции были вынесены, храм закрыт, все иконы позже были написаны
заново, на металле, и икона Святой Троицы, храмовая. В 1964 году храм
разрешили открыть, отремонтировали, в 1967 году отец Алипий (Воронов),
Наместник Псково – Печерского монастыря из закрытого храма Печерского
района привез иконостас, и сейчас он здесь, в нашем Троицком храме.
Фактически Троицкий храм не закрывался, но в нем не служили, и тогда
Владыка Иоанн (Разумов) послал сюда настоятелем отца Иоанна Васильева,
священник нашел общий язык с властями и стал служить без официального
разрешения.
В храме: иконы Божией Матери "Отрада и утешение" и
Феодоровская, чудотворная; икона Преподобного Нила Столобенского из
монастыря Нила Столобенского. С этой иконой мы совершаем вокруг храма
Крестный ход на празднование памяти Преподобного, совершаем Крестный
ход на св. Георгия Победоносца, в день иконы Божией Матери Живоносный
Источник, на летнего Святителя Николая. Раньше возле церкви был
источник, и ходили на него Крестными ходами, теперь он утрачен, а
традиция Крестного хода сохранилась".
Отец Варнава
продолжает рассказ: "Ведем в храме новое отопление, у нас город топится
мазутом, и мы делаем новую печку – я сам теплотехник, до армии закончил
техникум – топим дровами. Дрова в месяц нам обходятся в две тысячи,
благотворителей очень мало, помогают москвичи, мои духовные чада, я
ведь был экономом в Псково – Печерском монастыре. Сам родом из
Краснодарского края, город Новокубанск, туда тоже до сих пор обращаюсь
за помощью. Родился в 1939 году, семья была верующая, семь человек
детей. Отец ушел на фронт, и я его больше не видел, он погиб. Мама –
потомственная дворянка, поэтому воспитание было особое и строгое. Трое
детей умерли с голода в 33 – м году, один погиб на фронте. Выучился я в
школе, уехал в Ростов – на – Дону, служил, после армии поступил в
институт, но стали требовать вступления в партию, партийным не стал, а
когда узнали, что хожу в храм, начались проблемы, вынужден был уехать в
Грузию.
Прошел послушником монастыри Грузии, горские пустыни,
был в Глинской пустыни. В 1966 году меня мой новокубанский духовник
отец Николай Соловьев благословил идти в Псково – Печерский монастырь,
и я приехал вместе с ним в Печеры, там и остался. Сначала послушником,
через год мне дали в ведение электричество, водопровод, отопление,
канализацию, все приходилось делать: 49 проводов от водокачки – все
убрал в кабеля, все скрыл, как сказал отец Алипий, чтобы ничего не было
видно, как в древнем монастыре, никаких проводов. Бабушек уговаривали
рыть траншеи для кабеля, они помогали, все делали ночью, чтобы власть
не видела: собиралась братия, паломники".
На нашу просьбу
поделиться воспоминаниями о Наместнике Псково – Печерского монастыря
Архимандрите Алипии игумен Варнава рассказал следующее:
"Отец
Алипий во время Великой Отечественной войны, еще до сана, воевал в
СМЕРШе, и говорил, что Сталин готовил военную разведку с1934 года,
набирал туда способных, умных людей. Отец Наместник всех людей видел,
бывало, говорит: вот первым идет жулик, а следом за ним идет стукач.
Когда
отец Алипий приехал, монастырь был подписан на закрытие. Он сжег
документы на его закрытие, тогда его отозвали в Москву, но братия у
Святейшего Патриарха попросила, чтобы только отца Алипия прислали в
Наместники, и его прислали. Власти строили рогатки отцу Алипию, угрозы,
землю всю отобрали, многих в монастырь присылали, чтобы они делали все
для его закрытия, но Божия Матерь не дала. Архимандрит Алипий очень
любил Матерь Божию, и она ему в конце жизни явилась, ровно за шесть
часов до его отхода, он позвал брата:
"Миша, Миша дай мне
этюдник, дай краски, Божия Матерь явилась: Какая она красивая!" Он меня
и постригал в иноки, был я отцом Наместником поставлен комендантом.
Святой
человек Архимандрит Алипий, его Бог специально сохранил для
Православия, он многие монастыри спасал, и Почаево он спас. Документы
тоже были подписаны на закрытие Почаевской Лавры. А власть делала так:
Наместник подписывал документ о закрытии монастыря, и его повышали в
Архиереи. Следующий назначенный Наместник приходил, а там уже документ,
готовый на подписку о закрытии монастыря – получалось, приходил новый
Наместник в уже закрытый монастырь. Отец Алипий подсказал, что будут
делать с Почаевым, открыл это келейнику, и документы о закрытии Лавры
сожгли.
Монашество я принял при наместнике Гаврииле в 1976 году,
в Великом посту. Сан принял по настоянию Наместника и Митрополита
Иоанна, на Вознесение в 1979 году, отец Иоанн Крестьянкин был
восприемником.
До Псково-Печерского монастыря я видел многих
старцев и монастырей, но такую любовь, такую заботу о нуждающихся, о
болящих, о тяжко страждущих духовным голодом, я ни у кого не встречал,
как у отца Иоанна Крестьянкина. Его день и ночь посвящены были людям,
он так горел, что не мог себя остановить. Я ходил со всеми вопросами к
отцу. Еще отец Алипий говорил: выбирай одного духовника, и я ходил
только к отцу Иоанну Крестьянкину. Например, были раньше деревянные
покрытия на стенах монастыря. Сейчас – то медные, а тогда надо было
каждые три года заново смолить, смолы не было. Иду к отцу Иоанну,
прошу: помолитесь за меня, где найти смолы и куда ехать. На второй день
приезжает человек, спрашиваю, не знаешь где смола? А там, в Стремутке,
есть заводик, – говорит.
В виду болезни почек в 1983 года ушел
из монастыря в Качаново на приход, потом служил в Выбутах, начинал там
восстанавливать Ильинский храм. Когда отец Иоанн Васильев в Невеле
умер, он в Троицком храме 32 года служил, меня сюда в 1998 году
благословили.
Есть ли разница между прихожанами прошлого времени
и нынешними, отец Варнава? Разница между прихожанами тогда и сейчас –
огромная. Грех воровства расширился, воруют у соседа, у государства, а
аборты? Отец Иоанн Крестьянкин плакал, когда началась эта свобода во
времена Горбачева. Говорил, сколько войдут тех в Церковь, кто принесет
с собою мир, то есть омирщение. И сегодняшнее понятие такое: священник
должен людям угождать. Но священник должен угождать только Богу, блюсти
Закон Божий, тогда он будет и народу угождать, показывая, как надо
соблюдать Закон Божий. Бог руководит нами, а не мы. Если мы будем
такими, народ не убежит от нас, а наоборот окрепнет.
Теплохладность
сейчас везде, а она и приводит к извержению: человек постепенно с миром
остается, настолько сцепляется с миром и забывает Бога, что становится
страшно. Многие современные верующие, с горечью скажу, приходят что –
то получить, а Господь ждет нашего покаяния, наших добрых дел, чтобы
мы, получив семя, сеяли его, а не в карман свой складывали. Остаются у
Бога те люди, которые не для себя живут. Отец Иоанн Крестьянкин, отец
Алипий и многие жили для людей, приводили их к Богу. Есть ли, что
сказать нашим людям, батюшка? Народу нашему могу пожелать: не ждать
иностранной помощи, а трудится всем благоразумно. Все изобретения во
всем мире наши русские, наши самолеты, наши вертолеты, наши подводные
лодки, ракеты, корабли космические. Можем? Можем. Не надо ждать, что
оттуда придут и в обе руки нам дадут – не дадут. И весь мир всегда был
завязан Россией. В России – революция, во всем мире упадок, в России
расцвет – весь мир расцветает. Все завязаны на России. Желал бы, чтобы
Православие процветало, и народ приходил к Богу и приносил покаяние".
Если кто – то захочет помочь в ремонте храма Святой Троицы в городе Невеле, можно обращаться к игумену Варнаве по адресу:
182510, Псковская область, г. Невель, храм Святой Троицы, настоятелю игумену Варнаве (Баскакову).
|