РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Монастыри и приходы
 
Храм Рождества Христова. Мальский монастырь
13-08-2010


Из исторической справки, составленной насельником Свято – Успенского Псково –Печерского монастыря монахом Геннадием Русевым:

«В 2000-м году Министерство культуры Российской Федерации официально передало в ведение Псково-Печерской обители остатки Мальского Христорождественского монастыря для реставрации и возобновления на этом святом месте монашеской жизни. Здесь разместится один из скитов Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.
В XV веке на берегу Мальского озера среди лесов и болот был основан преподобным Онуфрием Мальский Христо-Рождественский монастырь. О личности и жизни основателя обители не сохранилось никаких фактов, кроме известия о смерти и погребении в Мальском монастыре. Известно, что преставился он в 1492 году, июня 12 дня. Жития преподобного Онуфрия нет, подвиги его миру не открыты. Известно только, что он был учеником преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского – начальника псковского монашества, которого молва называла по иноческим подвигам «железным среди железных». Сочетание «среди железных» относится к его ученикам – основателям псковских общежительных монастырей, среди которых и был преподобный Онуфрий. По рукописным святцам он новый чудотворец. Мощи его до поры почивают под спудом, под развалинами монастырского храма.

С именем преподобного Онуфрия связан также заветный местный праздник – так называемое Мальское воскресение. Очень давно, еще во время жизни преподобного Онуфрия выпал в окрестностях Мальского монастыря летом снег, так что будущему урожаю грозила гибель. Но по молитвам преподобного Онуфрия снег растаял, а урожай в это лето оказался богаче, нежели в предыдущие годы. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде в первое воскресенье, которое следует за памятью первоверховных Апостолов Петра и Павла, то есть после Петрова поста.

Историческая судьба Мальского монастыря также малоизвестна, поскольку выпали все звенья предания, и нет никаких письменных источников. Исследователь псковской старины Митрополит Евгений (Болховитинов) в своем труде «История княжества Псковского» сообщает, что «Христорождественский Мальский мужеский, близ Изборска, монастырь построен около 1480 года». На протяжении столетий порубежный монастырь подвергался нашествию разноплеменных врагов, поскольку находился всего в 2-3 верстах от старинного псковского тракта, по которому они и двигались на православную Русь.

Выдерживая натиск врага, монастырь должен был обратиться в крепость. Ею он и был. На это указывает толщина стен, как полуразрушенного храма, так и действующего. В подвалах разрушенного и существующего храмов находятся источники ключевой воды. Это обычное явление для древних храмов Псковской епархии. Оно вызывалось опасением отвода воды неприятелем во время осады. Свидетелями постоянных сражений служат и многочисленные могильники к западу от деревни Малы.

Хотя в 1581 году монастырь был разрушен войсками польского короля Стефана Батория, но духовная жизнь на этом святом месте не прекращалась никогда. Есть сведения о возобновлении монастыря в 1675 году, разрушении шведами в 1710 году, восстановлении в 1730 году. Согласно Духовным штатам 1764 года по указу императрицы Екатерины II монастырь упразднен, но он продолжал жить как погост.

Со времени ли преподобного Онуфрия и в честь его ли, или в честь Онуфрия Великого – небесного покровителя мальского Онуфрия, но только монастырь всегда именовался «Онуфриевым». Деятельность настоятеля Онуфрия была такой полезной для монастыря, что монастырь уже в половине XV века по справедливости стали называть по имени замечательнаго игумена. Это усвоение, приписывание Мальского монастыря святому Онуфрию не потерпело изменений и в дальнейшем, но твердо вошло в народную память, что находит свое выражение и в ежегодном почитании памяти знаменитого подвижника. Поэтому и будущий скит именуется Спасо-Онуфриевым: Спасо – в честь Спасителя, ибо главный храм бывшего Мальского монастыря был освящен в честь Рождества Христова и Онуфриев – в честь преподобного Онуфрия Мальского.

Мальский монастырь исторически был связан всегда с Псково-Печерским монастырем, влияние которого на округу всегда было велико. Еще в XVI веке святой преподобномученик Корнилий крестил в Православную веру окрестное население – народность сету и, возможно, именно он, святой игумен Корнилий – миссионер и строитель храмов для новопросвещенных, является и строителем каменных зданий Мальского монастыря.

Во всяком случае, комплекс из звонницы, развалин трапезной палаты и трапезной церкви, а также действующий и ныне храм в честь Рождества Христова построены в XVI веке, во время преподобного Корнилия – строителя храмов и крепостных стен и башен в Псково-Печерском монастыре. «Архитектурное решение Благовещенского храма (Псково-Печерского монастыря) было достаточно распространенным в псковской строительной практике XVI века. Можно указать хотя бы на такие памятники как трехъярусная трапезная церковь Мальского монастыря в 20 километрах от Печорского монастыря».

Писатель Леонид Зуров, иссследователь городищ, курганов и храмов Печорского края, в письме к другу пишет 28 февраля 1958 года из Парижа в Россию по поводу книги Г. Рабиновича «Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря»: «Благовещенская церковь,– пишет Рабинович,– является редким для псковской архитектуры примером двухэтажного храма». Сообщаю ему, что в погосте Малах, под Изборском, у Мальского озера, я осматривал развалины древней монастырской церкви. Мальской храм так же, как и Благовещенский, был двухэтажный, внизу находилась трапезная. Храм разорен войсками Батория. Венгры в нем устроили конюшню. Древние стены сравнительно хорошо сохранились».

История не сохранила названия этого храма – в честь кого он был наименован и освящен, но именно он предназначен для богослужений в будущем монашеском скиту. В конце книги Леонида Зурова «Отчина» есть и указание на возобновление в Малах монашеской жизни. Несколько веков, передаваясь из поколения в поколение, живет это предание. Недаром жители Мальский погост всегда называли и называют монастырем.

«Место для иноческой жизни выбрано было, действительно, удачное. Кругом горы, болото, когда-то поросшее дремучим лесом, и озеро, чрез которое нет никакой переправы, а дальше идти некуда. Недаром крестьяне и посейчас Мальский погост вазывают монастырем... А тишина на погосте постоянная. Нарушается она только въ праздничные дни по утрам в богослужебное время. Особенное оживление бываетъ только один раз в год, в так называемое Мальское воскресенье, первое воскресение после Петрова дня, день богомоленья, установленного в давние времена по случаю какого-то общественнаго бедствия. В окружности Мальский монастырь пользуется до сих пор особым уважением. На горе против дома священника видны следы двух ям. Это, говорят, место столбов монастырских ворот, «святых ворот». Крестьяне, дойдя до этого места, оборачиваются назад к существующей церкви и крестятся на нее». Так писал в начале XX века мальской житель, псковский краевед Е. Скоропостижный.

Спасо-Онуфриев скит разместится на территории бывшего Мальского монастыря. Восстановительные и реставрационные работы предстоят громадные: от трапезной палаты остались только развалины, в полуразрушенном состоянии храм, где будет проходить весь суточный круг Богослужения.

В восстановлении Псково-Печерский монастырь сталкивается со множеством трудностей. Это и недостаток средств, и строительных материалов, и квалифицированных специалистов, но с Божией помощью, мы надеемся и верим, что на развалинах Мальского Христо-Рождественского монастыря вновь затеплится монашеская лампада. Отдаленность монастыря от основной дороги, его малая известность сберегли его, как «сокровище потаенное», как подарок старины нам, далеким потомкам, и наша задача – восстановить здесь обитель».

25 июня Архиепископ Псковский и Великолуксий Евсевий служит Божественную Литургию в храме Рождества Христова в Малах.

Переход в раздел Описание
Подробнее..
Переход в раздел Из исторической справки, составленной насельником Свято - Успенского Псково -Печерского монастыря монахом Геннадием (Русевым)
Подробнее..
Переход в раздел Храм Рождества Христова
Подробнее..
Переход в раздел Память преподобного Онуфрия Мальского.
Подробнее..



 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11