РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ
 
Слово, сказанное Высокопреосвященнейшим Евсевием,
Архиепископом Псковским и Великолукским,
на соборной площади 24 июля 2006 года
в день памяти святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги.
28-07-2006


Уважаемые представители и руководители областной и городской власти! Дорогие отцы, братья и сестры! Дорогие гости! Дорогие псковичи!

Всех Вас сердечно поздравляю с Великим праздником в честь памяти святой благоверной Великой равноапостольной княгини Российской Ольги и со знаменательным праздником освобождения нашего любимого города Пскова от фашистских захватчиков в 1944 году, которое было как раз перед праздником святой Ольги.

Святая Библия повествует, как однажды пророк Моисей, находясь у подножия горы Синай, услышал голос самого Бога, Который сказал: "Моисей, разуй, сними обувь свою, ибо земля, на которой ты стоишь, есть земля святая". На горе Синай, как известно, пророк Моисей получил от Бога Закон, который лежит в основе иудейского, да и христианского мира.

Тот зеленый куст, откуда был слышен голос Божий, растет и сейчас, как свидетельство общения Самого Бога с человеком. У этого куста и у подножия горы Синай стоит православный греческий монастырь в честь святой великомученицы Екатерины, не умолкающий никогда в прославлении Живого, Истинного Бога !

Подобно тому благословенному месту на Синае и мы сейчас стоим на месте святом, на земле святой равноапостольной княгини Российской Ольги, которая удостоена была особого благоволения Божия, ибо на этом месте она видела свет Триипостасного Бога в виде трех небесных лучей, освятивших это место, эту землю для постройки Дома Божия – нашего Свято-Троицкого Кафедрального Собора, в котором сосредоточена вся наша жизнь. Здесь у нас и радость и слезы, здесь у нас и торжество, грусть и печаль, здесь живоносный родник для нашей жизни.

Слава Богу, что мы соприкасаемся к этому живоносному роднику. Живому источнику наших предков и, прежде всего, святой равноапостольной княгини Российской Ольги. Ибо через нее, как через пророка Моисея, Русь получила Новозаветный Закон Божий – Евангельское благовестие, которое и было положено в основу Христианского вероучения.

Церковное предание говорит, вольный Псков родился по воле Божией. "Разумно да будет вам, – говорит святая Ольга, – яко волей Божией на сем месте церковь должна (имать) быть во имя Пресвятой Единосущной и Животворящей Троицы – Отца и Сына и Святого Духа !" И вот здесь, в пределах Северной Руси, появился город, который издревле стал называться псковичами не иначе как "Ольгин град" и как Дом Святой Троицы.

Троицкий Собор всегда был не только церковным, но и государственным центром города. Под его сенью сосредотачивалась важнейшая жизнь. Он воспринимался псковичами как символ могущества и величия всей псковской земли. В Троицком Соборе благословляли всех желающих добра Пскову и посылали анафему – проклятие, всем желавшим и делающим зло против него. Близ него собирались Псковичи для решения важного вопроса, это – знаменитое вече города, а приглашенные князья присягали в Соборе на верность Пскову.

Здесь в 1242 г. Псковичи торжественно встречали своего освободителя святого благоверного князя Александра Невского, который завещал народу быть верными своим Русским правителям. Другой наш Псковский князь святой Довмонт, в крещении Тимофей, призывал псковичей "помнить, любить Отечество и церковь Божию". Наш город Псков был и остается до сего дня пограничным стражем северо-западной Руси, защищая нашу Родину от различных посягательств.

Польский король Стефан Баторий, который безуспешно пытался покорить Псков, сказал: "Русские в защите своих городов не думают о своей жизни, они бросаются на места убитых. Проломы и подкопы закрывают своей грудью. Они бьются день и ночь. Они умирают от голода, но не сдаются, едят только хлеб, но не изменяют своему государю – царю. Женщины бьются вместе с мужчинами, спускают на врагов со стен бревна и камни, приговаривая: "Богородицу и града Пскова не выдадим".

Псков остался навсегда стойким, верным своей великой истории и великой России. Известно, что в 1510 году Соборный колокол созвал псковичей на вечевую соборную площадь. Здесь они добровольно решили перейти под власть московского князя Василия III. "Волен Бог, – сказали они, – и Государь в своем Отечестве и в нас и в колоколе нашем, а мы на Государя рук своих поднять и в городе запереться не хотим". Так псковичи любили Бога, любили и утверждали веру Православную, умирали за свою Родину и ее святыни. Создавались храмы Божии, монастыри, часовни. В этом они видели главную опору в своей жизни.

Господь призывает всех людей в спасительный корабль – Святую, Соборную Церковь для вечной жизни, для вечного света, мира, покоя, радости и счастья. Голос совести, Слово Божие, Святые Таинства, Богослужение – все это Божий призыв, обращенный к уму и сердцу всех нас.

Вместе с Божиим призывом, сатана со своими слугами и беззаконными людьми расставил свои губительные сети для уловления человека в царство вечного мрака и нескончаемого мучения. Апостол Петр в своем Послании предупреждает: "Трезвитеся, бодрствуйте, потому что диавол, как голодный лев, со злобой ходит и ищет кого растерзать и уничтожить".

Разными приманками, особенно в наши тревожные дни, сатана уловляет людей, прежде всего, чувственными удовольствиями. Как известно, у человека есть два пути: один ведет к Богу в храм для молитвы и добрых дел. Другой путь ведет в обратную сторону – от Бога, от храма и к делам беззакония: пьянству, разврату, наркомании, воровству, убийству.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский обращается к тем, кто увлечен пустыми удовольствиями и проводят языческий образ жизни: "Горе вам, смеющимся ныне, а завтра восплачете и возрыдаете. Горе вам, хлопающим в свои ладоши, т.к. вы оставили дела милосердия и не посещаете храма Божия. На помощь больным людям не хватает сил. Пойти в дом Божий, в церковь, у вас нет времени".

А в наши дни просиживать у телевизора, играть в разные игры, опустошающие и тело и душу, увлекаться мирской суетой, подвергаться различным приманкам, мы находим время.

Великий наш русский писатель Ф.М. Достоевский сказал, что "красота и доброта спасет мир". Многие из людей потянулись к красоте Божиего мира и к красоте человеческого творения. Но вот абсурд – на экранах телевизоров начали рекламировать не красоту, а пустоту и всякого рода пошлость.

Вопреки красоте и доброте, навязывают людям сатанинскую грязь, из человека делают животное существо, рекламируют подчас низменные, пагубные страсти. Увлекают, забавляют, развращают, опустошают, расслабляют и убивают в человеке стремление к вечному, нетленному, светлому, живоносному, к радости и счастью, а главное, отрывают человека от Бога, лишь бы он забыл своего Творца и не думал бы о своем предназначении.

Сейчас часто проходят встречи на высоком уровне, или как их называют теперь "саммиты", для обсуждения важных вопросов в жизни людей в современном мире. Одни заявляют, что человечество не может существовать без духовно-нравственных ценностей, в основании которых лежит вера в Живого Бога, Его Промысл о мире и о человеке. Другие заявляют о жизни на земле без Бога, о так называемом "гражданском обществе", не упоминая Божиего имени. Нам, верующим людям, удивляться слишком по этому случаю не стоит, т.к. нам уже было сказано, что в жизни людей всегда происходит постоянная борьба.

Только одно нам не совсем понятно, почему некоторые люди так усиленно борются с Богом, с Его Промыслительным действием в этом мире? Почему они отвергают Закон Божий, ведь Он дан не для смерти, а для жизни человека? Они хорошо знают о том, что все то, что Божие, направлено к свету, к жизни, свободе, добру и счастью. И как они представляют жизнь без Бога и без Его Закона?

Что такие люди дадут человечеству вместо Закона Божия? Кого они хотят поставить вместо проповедующих о любви, о мире и об Истине? Что они дадут людям, отвергая Божественное учение, Священное Писание и Святое Евангелие? Верить в Бога – это же частное дело любого человека, говорили нам, человек сам знает, кого ему любить, с кем жить и за кого умирать. Насильно оторвать человека от Бога или навязать ему противное силой бессмысленно, а от Бога наказуемо.

Мы полагаем, что погасить, затмить солнечный свет и сделать его недоступным для живых существ никому не дано. Никакая сила не сможет преградить и отделить солнечный свет от жизни людей, пока не придет кончина века, пока не придет день второго Пришествия на землю Сына Божия, чтобы судить живых и мертвых. Только тогда действительно "солнце померкнет и луна не даст света".

Богоборчество, конечно, будет продолжаться, но и благодать, и сила Божия и Его любовь к человеку не прекратятся даже до скончания века, ибо Бог есть свет наш. Он есть и совершеннейшая Любовь, и она спасет всех любящих Бога. Зеленый куст на Синае и по сей день остается свидетелем голоса Божия, обращенного к пророку Божию Моисею, которому дал Сам Бог Закон для жизни людей Ветхого Завета. Святое Евангелие читают теперь все люди нашей планеты. Оно дано для всех нас – людей Нового Завета.

Законом Божиим руководствовалось человечество, заповеди Божии были и в уме и в сердце человека. На этом основании строилась жизнь миллионов людей. Теперь нашлись люди отрицающие Творца – Истинного Бога. Они умышленно, разными способами отрывают, уводят человека от своего Небесного Отца. Казалось бы вера в Бога – есть личное дело каждого. Но нет, надо переубедить, навязать то, чего человек не желает. Принудить, заставить, вопреки его воли, вопреки здравого человеческого смысла, силой вырвать имя Божие из сердца и ума человека.

Для чего делается это? Для того, чтобы вместо Бога, дать место антихристу. Ведь если лекарство проверено и утверждено, приносит пользу, то почему его надо заменить на другое, которое вредит здоровью и убивает человека? Это же абсурд или запланированное вредительство?

Так и с верой в Бога, Законом Божиим жил человек всегда, ибо он знает, все то, что от Бога истинно, оправдано и подтверждено всей его жизнью и смертью, потому что за веру в Истинного Бога претерпевали страдания, гонения и мучения.

Дорогие отцы, братья и сестры ! Дорогие гости ! Еще раз поздравляю всех вас с великим праздником, с великим преславным торжеством настоящего дня. Желаю всем вам, чтобы эта благодатная радость коснулась сердца каждого из вас. Желание святой нашей княгини Ольги заключалось в том, чтобы русские люди приняли веру в Истинного Бога в свое сердце, чтобы они руководствовались в своей жизни Законом Божиим и Евангельским учением Христа Спасителя. Хотелось бы пожелать и всем вам иметь твердую веру, любить Бога, руководствоваться в своей жизни Заповедями Божиими и наследовать жизнь и радость вечную со всеми святыми.

Всем вам желаю крепкого здоровья, бодрости духа, благополучия, радости и счастья ! Божией помощи во всех ваших добрых делах !

АРХИЕПИСКОП ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ
24 июля 2006 г.
г. Псков, Соборная площадь.
Кремль.




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11