РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

В Псковской филармонии состоялся грандиозный Рождественский концерт епархиальных хоров

Страстная седмица

21 июля явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

Неделя 3-я по Пасхе святых Жен Мироносиц

Неделя Всех святых на Земли Русской

8 сентября в Пскове отмечают великие события

Люта зима, но сладок рай

4 июня Русская Православная Церковь чтит память Святых отцов Первого Вселенского Собора

Глас вопиющего в пустыне

Всякий человек в мире, у которого есть душа, должен тянуться к России

Все завязаны на России

8 января Собор Пресвятой Богородицы, Праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Запад должен принимать Православие - у него нет другого выхода

Рождественский Филиппов пост

Россия страна Православная или многоконфессиональная

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Сегодня отмечается 20-летие Чернобыльской техногенной катастрофы

Паломнические службы ориентированы на душу, ориентированы на то, чтобы до человека донести Бога, донести Истину

10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская

12 августа память мученика Иоанна Воина

 
Архив новостей, ч.5
 
Россия страна Православная или многоконфессиональная
01-10-2009


В последние годы устойчиво декларируется, что Россия – страна многоконфессиональная, но по статистике, мы знаем, около 80% ее населения исповедуют Православие.Об этом мы спросили профессора Московской Духовной академии диакона Андрея Кураева.

Отец диакон, страна Россия Православная или многоконфессиональная?

По стандартам ЮНЕСКО и по стандартам социологическим, демографическим Россию, в целом, можно определить как мононациональную страну, но этот факт никак не отражен в нашем законодательстве. Что касается многоконфессиональности, то здесь сложнее, и я дал бы на это неоднозначный ответ.

Я буду категорически протестовать против определения России как Православной страны. Против этого выступал еще в начале 20 века Святитель Николай Японский, в 1905 году, когда получил тревожное письмо от Архиепископа Никона Рождественского, который спрашивал Святителя о сектантах, революциях и забастовках, как картине конца света.

Святитетль Николай, успокаивая Архиепископа Никона, писал ему, что Россия далека от того, чтобы стать христианской страной и ей лет тысячу понадобится, чтобы действительно проникнуться Евангелием. Сейчас, тем более, у нас нет оснований считать нашу страну христианизировавшейся за истекшее столетие.

Сами церковные люди должны быть реалистами, и, в зависимости от того, как мы оценим ту среду, в которой находимся, от этого будет зависеть выбор стиля нашего поведения, языка, аргументов, призывов, с которыми мы обращаемся к нашим соседям по стране и планете. Если я буду исходить из того, что я живу в Православной стране, тогда как церковный проповедник я могу взгромоздить себя на кафедру и вещать, назидать в агрессивно – пасторской манере поведения.

Но если я считаю, что вокруг мир неправославный, мир языческий, значит,тогда я должен искать святые примеры, например, в жизни Святого Киприана Карфагенского, в жизни Мефодия Олимпийского, в жизни Святых отцов 3 столетия. Я полагаю, что с точки зрения пасторологической, миссионерской мы сейчас именно в 3 веке, когда были целые десятилетия спокойной жизни и были полосы гонения. Нечто подобное и сейчас происходит. Думаю, что для самой Церкви важно сохранить дух трезвости и трезво оценивать, что вокруг нас происходит. На всякий случай напомню, что Святителю Киприану Карфагенскому в голову не приходило выйти с протестом, осудить репертуар греческих театров, изменить политику Римской империи, призвать к закрытию языческих капищ и т.д.

Единственное, на чем настаивали христиане в своей молитве или на судах, куда их вызывали, дайте нам возможность жить по нашей совести, хотя бы в сердце у себя иметь Христа – больше нам от вас ничего не надо. В современной жизни логичнее было бы и нам так себя вести.

Наша речь, обращена ко внешним, совсем внешним, когда мы должны понимать, что Россия встраивается в глобальную деревню. И риторика в стиле: мы Православные, нас большинство и поэтому мы требуем – она не проходит. Сегодня будущее Церкви зависит от того, насколько мы сумеем освоить некогда враждебный нам язык – язык либерализма. Когда – то Святые отцы смогли это сделать, освоив враждебный Церкви язык Плотина, стоиков, философов и воцерковили его.

Поздняя античная философия, которая была сознательным врагом Церкви, стала в некотором роде инструментом церковной проповеди и мысли. Идеология либерализма родилась в антицерковных, в масонских кругах 18 столетия и использовалась в течение нескольких столетий, как таран в разрушении традиционных христианских ценностей, государств и обществ. И тем не менее, сегодня элита западного мира готова отказаться от этой идеологии так бывает, когда человек идет к власти, то он одни лозунги выдвигает, а когда пришел – старается от этого отречься.

Очевидно, что после 11 сентября 2001 года начался на Западе закат либерализма. В этих условиях очень важно Церкви освоить то оружие, от которого отказываются наши противники, усвоить его себе и начинать говорить с позиций свободы личности, с позиций меньшинства. Нас мало и поэтому мы просим дайте нам возможность сохранить наш язык, наш театр, нашу школу, нашу веру. В этой глобальной деревне нас, православных, мало и дайте нам возможность сохранить наши чудачества, в частности, мы не хотим жить с этими электронными паспортами или еще с чем – то.

Следующий уровень разговора идет с нашими чиновниками, которые контролируют наше информационное и образовательное пространство. Здесь уместна интонация разговора от имени большой группы населения, от имени людей, культурно идентифицирующих себя как людей, связанных с Православием, мы просим нам дать возможность о нашей же культуре рассказывать нашим детям.

Тут уместно ссылаться на закон о свободе совести образца 1997 года, в котором утверждается уникальная роль христианства в истории и культуре России, а в 18 статье утверждается, что государство оказывает поддержку религиозным организациям при осуществлении ими культурно – религиозной деятельности, имеющей большое общественное значение. Здесь может идти речь и о преподавании Основ православной культуры в школах.

Обычно в эту минуту, когда речь заходит о возможности преподавания Основ православной культуры, наши оппоненты вспоминают о том, что Россия – многоконфессиональная страна. Я бы согласился Да, Россия многонациональная страна, более того.

Россия страна со стремительно меняющейся этноконфессиональной картой, когда миллионы людей с традиционных мест своего жительства приезжают в традиционно русские города, именно это означает, что детям наших новых соотечественников, сограждан ( букв. как живущих в одном городе) надо дать умение жить среди нас. Различие между нациями – это различие в так называемых культурных сценариях, а культурный сценарий -это модель базового поведения человека в типовых жизненных ситуациях.

Как воспитывают детей, как ухаживают за девушкой, как дерутся мальчишки, как празднуют свадьбы, как болеют, как воюют, как умирают, как хоронят. Очень важно, чтобы люди приезжающие к нам, хотя бы знали, если не принимали, об этих сценариях, знали " как у нас принято".

Среди нас живут люди с совершенно другой культурой и поэтому важно в каждой школе в обязательном порядке всем азербайджанцам, чеченцам, китайцам, вьетнамцам дать Основы православной культуры, Закон Божий – это именно культура. При этом надо помнить, что наши новые соотечественники у себя дома нередко получают уроки ненависти по отношению к России, учат презирать все, что связано с русскими – нашу веру, наш стиль жизни, язык и т.д. Надо сказать, что мы русские тоже даем для этого повод. Известна планетарная доступность наших девчонок. Все бордели мира заполнены русскими девками, известна продажность наших чиновников, включая тех, кто в форме, неспособность наших мужчин защитить наших женщин. Мы сами даем повод для того, чтобы в негативном тоне говорить о нас. И в этих условиях очень важно, чтобы государственная школа давала уроки любви к русской культуре, к русской вере, к русскому языку, к русской истории.

Мы можем отнести себя к "малому стаду", вспоминая известное изречение Христа "Не бойся, малое стадо, ибо Я победил мир"?У нас огромная страна, но православных, верующих людей очень немного.

Малое стадо – это Церковь. Каждый из нас частично в Церкви, частично вне ее. Более того, каждый из нас по десять раз в день отлучает себя от Церкви грехом, греховным помыслом, и если после этого находит в себе силы вновь вспомнить о Боге и в покаянии попроситься назад, вновь может быть присоединен к Церкви. Граница "малого стада" тоже не вполне понятна, даже для меня не всегда понятно в какую минуту я в Церкви.

Как Вы себе представляете идеальные отношения между Русской Православной Церкви и обществом. Иногда наше общество вспоминает о Церкви и требует ее вмешательства: почему Церковь молчит?

Я уже говорил, но хочу еще раз озвучить, может быть, главный тезис – Православие должно стремиться стать не государственной религией, а народной.





 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11