01-10-2009
В последние годы устойчиво декларируется, что Россия – страна
многоконфессиональная, но по статистике, мы знаем, около 80% ее
населения исповедуют Православие.Об этом мы спросили профессора
Московской Духовной академии диакона Андрея Кураева.
Отец диакон, страна Россия Православная или многоконфессиональная?
По
стандартам ЮНЕСКО и по стандартам социологическим, демографическим
Россию, в целом, можно определить как мононациональную страну, но этот
факт никак не отражен в нашем законодательстве. Что касается
многоконфессиональности, то здесь сложнее, и я дал бы на это
неоднозначный ответ.
Я буду категорически протестовать против
определения России как Православной страны. Против этого выступал еще в
начале 20 века Святитель Николай Японский, в 1905 году, когда получил
тревожное письмо от Архиепископа Никона Рождественского, который
спрашивал Святителя о сектантах, революциях и забастовках, как картине
конца света.
Святитетль Николай, успокаивая Архиепископа Никона,
писал ему, что Россия далека от того, чтобы стать христианской страной
и ей лет тысячу понадобится, чтобы действительно проникнуться
Евангелием. Сейчас, тем более, у нас нет оснований считать нашу страну
христианизировавшейся за истекшее столетие.
Сами церковные люди
должны быть реалистами, и, в зависимости от того, как мы оценим ту
среду, в которой находимся, от этого будет зависеть выбор стиля нашего
поведения, языка, аргументов, призывов, с которыми мы обращаемся к
нашим соседям по стране и планете. Если я буду исходить из того, что я
живу в Православной стране, тогда как церковный проповедник я могу
взгромоздить себя на кафедру и вещать, назидать в агрессивно –
пасторской манере поведения.
Но если я считаю, что вокруг мир
неправославный, мир языческий, значит,тогда я должен искать святые
примеры, например, в жизни Святого Киприана Карфагенского, в жизни
Мефодия Олимпийского, в жизни Святых отцов 3 столетия. Я полагаю, что с
точки зрения пасторологической, миссионерской мы сейчас именно в 3
веке, когда были целые десятилетия спокойной жизни и были полосы
гонения. Нечто подобное и сейчас происходит. Думаю, что для самой
Церкви важно сохранить дух трезвости и трезво оценивать, что вокруг нас
происходит. На всякий случай напомню, что Святителю Киприану
Карфагенскому в голову не приходило выйти с протестом, осудить
репертуар греческих театров, изменить политику Римской империи,
призвать к закрытию языческих капищ и т.д.
Единственное, на чем
настаивали христиане в своей молитве или на судах, куда их вызывали,
дайте нам возможность жить по нашей совести, хотя бы в сердце у себя
иметь Христа – больше нам от вас ничего не надо. В современной жизни
логичнее было бы и нам так себя вести.
Наша речь, обращена ко
внешним, совсем внешним, когда мы должны понимать, что Россия
встраивается в глобальную деревню. И риторика в стиле: мы Православные,
нас большинство и поэтому мы требуем – она не проходит. Сегодня будущее
Церкви зависит от того, насколько мы сумеем освоить некогда враждебный
нам язык – язык либерализма. Когда – то Святые отцы смогли это сделать,
освоив враждебный Церкви язык Плотина, стоиков, философов и воцерковили
его.
Поздняя античная философия, которая была сознательным
врагом Церкви, стала в некотором роде инструментом церковной проповеди
и мысли. Идеология либерализма родилась в антицерковных, в масонских
кругах 18 столетия и использовалась в течение нескольких столетий, как
таран в разрушении традиционных христианских ценностей, государств и
обществ. И тем не менее, сегодня элита западного мира готова отказаться
от этой идеологии так бывает, когда человек идет к власти, то он одни
лозунги выдвигает, а когда пришел – старается от этого отречься.
Очевидно,
что после 11 сентября 2001 года начался на Западе закат либерализма. В
этих условиях очень важно Церкви освоить то оружие, от которого
отказываются наши противники, усвоить его себе и начинать говорить с
позиций свободы личности, с позиций меньшинства. Нас мало и поэтому мы
просим дайте нам возможность сохранить наш язык, наш театр, нашу школу,
нашу веру. В этой глобальной деревне нас, православных, мало и дайте
нам возможность сохранить наши чудачества, в частности, мы не хотим
жить с этими электронными паспортами или еще с чем – то.
Следующий
уровень разговора идет с нашими чиновниками, которые контролируют наше
информационное и образовательное пространство. Здесь уместна интонация
разговора от имени большой группы населения, от имени людей, культурно
идентифицирующих себя как людей, связанных с Православием, мы просим
нам дать возможность о нашей же культуре рассказывать нашим детям.
Тут
уместно ссылаться на закон о свободе совести образца 1997 года, в
котором утверждается уникальная роль христианства в истории и культуре
России, а в 18 статье утверждается, что государство оказывает поддержку
религиозным организациям при осуществлении ими культурно – религиозной
деятельности, имеющей большое общественное значение. Здесь может идти
речь и о преподавании Основ православной культуры в школах.
Обычно
в эту минуту, когда речь заходит о возможности преподавания Основ
православной культуры, наши оппоненты вспоминают о том, что Россия –
многоконфессиональная страна. Я бы согласился Да, Россия
многонациональная страна, более того.
Россия страна со
стремительно меняющейся этноконфессиональной картой, когда миллионы
людей с традиционных мест своего жительства приезжают в традиционно
русские города, именно это означает, что детям наших новых
соотечественников, сограждан ( букв. как живущих в одном городе) надо
дать умение жить среди нас. Различие между нациями – это различие в так
называемых культурных сценариях, а культурный сценарий -это модель
базового поведения человека в типовых жизненных ситуациях.
Как
воспитывают детей, как ухаживают за девушкой, как дерутся мальчишки,
как празднуют свадьбы, как болеют, как воюют, как умирают, как хоронят.
Очень важно, чтобы люди приезжающие к нам, хотя бы знали, если не
принимали, об этих сценариях, знали " как у нас принято".
Среди
нас живут люди с совершенно другой культурой и поэтому важно в каждой
школе в обязательном порядке всем азербайджанцам, чеченцам, китайцам,
вьетнамцам дать Основы православной культуры, Закон Божий – это именно
культура. При этом надо помнить, что наши новые соотечественники у себя
дома нередко получают уроки ненависти по отношению к России, учат
презирать все, что связано с русскими – нашу веру, наш стиль жизни,
язык и т.д. Надо сказать, что мы русские тоже даем для этого повод.
Известна планетарная доступность наших девчонок. Все бордели мира
заполнены русскими девками, известна продажность наших чиновников,
включая тех, кто в форме, неспособность наших мужчин защитить наших
женщин. Мы сами даем повод для того, чтобы в негативном тоне говорить о
нас. И в этих условиях очень важно, чтобы государственная школа давала
уроки любви к русской культуре, к русской вере, к русскому языку, к
русской истории.
Мы можем отнести себя к "малому стаду",
вспоминая известное изречение Христа "Не бойся, малое стадо, ибо Я
победил мир"?У нас огромная страна, но православных, верующих людей
очень немного.
Малое стадо – это Церковь. Каждый из нас
частично в Церкви, частично вне ее. Более того, каждый из нас по десять
раз в день отлучает себя от Церкви грехом, греховным помыслом, и если
после этого находит в себе силы вновь вспомнить о Боге и в покаянии
попроситься назад, вновь может быть присоединен к Церкви. Граница
"малого стада" тоже не вполне понятна, даже для меня не всегда понятно
в какую минуту я в Церкви.
Как Вы себе представляете
идеальные отношения между Русской Православной Церкви и обществом.
Иногда наше общество вспоминает о Церкви и требует ее вмешательства:
почему Церковь молчит?
Я уже говорил, но хочу еще раз
озвучить, может быть, главный тезис – Православие должно стремиться
стать не государственной религией, а народной.
|