01-10-2009
Дни Великой седмицы издревле посвящены
Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В
Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу,
распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы
пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий
Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст
трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с
работой сатаны.
Информационная служба Псковской епархии
разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших
священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы
Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым:
"В то
время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому,
что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там
повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к
Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас
подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в
среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам
Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать
сребреников. Великая Среда – день предания на страдания и смерть
Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится
Литургия Преждеосвященных Даров, последняя – в среду, и читается в
последний раз великопостная молитва: "Господи и Владыка живота моего…"
Самый
важный день, можно сказать, для спасения человечества – Великий
Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил
Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: "ядый Мою
Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем". В этом Таинстве
мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение.
Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым
спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя
Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в
Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я
ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было
советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем
в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий
Четверг. У нас и урок начинался с молитвы "Царю Небесный", а
заканчивалось учение благодарственной молитвой.
К Великому
Четвергу готовятся все верующие люди, и день этот был тогда не рабочий.
Спасительные дни в Страстную седмицу начинаются с Четверга. На Тайной
Вечери, где Господом было установлено Таинство Евхаристии, Господь
остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками,
которых наставлял. Мне недавно, Божией милостью, удалось побывать в
Иерусалиме, там я видел Горницу, где Господь беседовал со своими
учениками и учил их Таинству Евхаристии – большая, красивая, как наш
храм, с колоннами.
Богослужение Четверга начинается с утрени в
четверг, а у нас начинается Богослужение с правила ко Святому
причащению, потом исповедь, слово причастникам говорится, читаются
часы, изобразительное, Литургия начинается с вечерни, паремии читаются,
стихира поется: "Господи воззвах", читаются Евангелие, Апостол – долгая
служба. С Трисвятого Литургия св. Василия Великого уже входит в свое
русло, но нет заупокойной ектеньи, и записки поминовения не читаются.
Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: "Да исполнятся
уста наша…", поется одна и та же песнь: "Вечери Твоея тайныя днесь,
Сыне Божий, причастника мя приими…"
Отец Евгений, а можно ли
остановится на молитве, которую читает священник перед Чашей во время
причащения? Все ли мы ее понимаем?
В Церкви, когда батюшка
выходит с Чашей и говорит: "Со страхом Божиим и верою приступите",
потом читается молитва св. Иоанна Златоустого о нашей готовности к
причащению. "Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос,
Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь
аз". Здесь указывается на то, что пришел Спаситель спасти грешных, а
"от них же первый есмь аз". "Еще верую, яко Сие есть самое Пречистое
Тело Твое, и Сия есть самая Честная Кровь Твоя" – мы стоим перед Чашей
как перед Самим Спасителем. "Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми
прегрешения моя, вольная и невольная" – здесь человек просит, молится:
Господи, прости меня, прости прегрешения мои, вольные и невольные. Мы
не готовы, помните, когда священник поднимает в алтаре Агнца и говорит:
"Вонмем! Святая Святым!" – то есть только Святые могут причащаться и к
этой Святыне приступить. Певчие поют: "Един Свят, Един Господь Иисус
Христос во Славу Бога Отца. Аминь". Мы сознаем, что "Един Свят" только
Господь, а мы остальные – грешники, но просим, по милости Божией,
Господи, сподоби меня приступить ко Святому Причащению. Здесь
проявляется вера человеческая: хоть я недостоин, но прости меня и
позволь мне причаститься Святых Твоих Христовых Тайн.
"Вечери
Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими" – мы уподобляемся
Апостолам, которых Господь причастил в Горнице, когда установил
Таинство Причащения. Далее: "не бо врагом Твоим тайну повем, ни
лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя,
Господи, во Царствии Твоем" – я никогда не был твоим врагом и не
предам, как Иуда лобзанием, но сподоби причаститься, Господи. В этих
словах молитвы воспоминаются страсти Христовы: и распятие, и разбойник
на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". "Да не в суд или во
осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во
исцеление души и тела" – человек перед причащением должен особенно
благоговеть, подготовить себя к этому событию, потому что он принимает
Самого Спасителя. И если мы к этому подходим легкомысленно, только как
к ритуалу, то это будет нам не полезно, а будет "в суд и во осуждение".
Недавно
причащал молодого мужчину, ему сорок с небольшим, он уже почти
приговорен к смерти, причастил его, а дня через три встретил его
родных, и мне говорят: "Знаете, батюшка, ему стало легче, поесть
попросил, ободрился и просит еще его причастить". А ведь давно уже есть
не мог, но человек получил облегчение духовное, значит, какая – то
благодать коснулась его в принятии Святых Христовых Тайн, раз пошло
немного на поправку. Слава Богу, значит, Господь его посетил. К
великому сожалению, бывает, заставляют причаститься, а человек понятия
не имеет, что это такое, какое это великое Таинство. Молитва перед
причащением – одна из очень сильных молитв, сакральная. Здесь собрана
вся душа верующего человека, обращенная к Богу в этой молитве. Это
очень нужная и умная молитва Иоанна Златоустого, все в ней продумано.
Но это Господь дает. Мы так не умеем, не можем так, как составляли
молитву великие Святители Божии.
Какой путь далее был у Христа?
Потом
Господь пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Получается,
фактическое начало Страстной седмицы с четверга. Мы были в Гефсимании,
видели эти деревья, где спали Апостолы, камень, на котором Он молился
один. Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда. Господь избрал
такой знак предательства – лобзание. Значит, лобзание не всегда бывает
любвеобильным, а может быть и предательским, и деньги, жадность к
деньгам победила любовь Иуды, и он предал Учителя из-за 30 сребреников.
Вечером Великого Четверга опять самая длинная служба в году: утреня с
чтением 12 – ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о
событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения.
Читаются
три отрывка из всех четырех Евангелий, каждый Евангелист описывал
фактические события одинаково, но событийно немного по – разному, как
видели. Допустим, отречение Петра видел Иоанн Богослов, а других
учеников тогда не было. Раньше, как уже говорил, четверг был нерабочим
днем, и пятница тоже – надо было непременно на Великую Пятницу быть в
храме. Не работали и на Пасхальной седмице. И если кто – то не
причастился в Великий Четверг, то на вынос Плащаницы в пятницу
собирается весь народ.
Иисуса Христа постановили предать смерти первосвященники – умные люди, учителя, почему?
Они
были учителями Закона, но старались и заботились о себе, а не о
прославлении Господа, смотрели на Него как на князя, не понимали, что
это Спаситель, думали о Царстве на земле, и видели в нем Царя земного,
а у Спасителя была другая миссия – Он пришел спасти род человеческий от
проклятия. Первосвященники, фарисеи считали себя учителями Закона,
народ должен был их слушать и идти за ними. А тут явился некто,
творящий чудеса, плотник из Назарета, а мы разве хуже Его? Бога хвалят,
а почему не нас? Тут и предательство первосвященников и книжников,
заговор – и все основано на зависти, а это страшное дело, когда человек
сам не живет в радости и людям не дает жить. И по сие время это
продолжается.
Но Спаситель шел на страдания и мучения, а не
только для того, чтобы Его прославляли. Это было от века определено,
чтобы спасти род человеческий, и это есть тайна от века: должен прийти
в мир Спаситель, должен пострадать, претерпеть, пролить Свою кровь и
омыть "кровию честною" грехи наши. Народ по – разному это понимал и
воспринимал: многие хотели жить богато и счастливо и верили, что с
приходом Царя наступит Царство земное, а другие верили, что пришел
Спаситель. Солнце не всем угождает, а как же можно угодить человеку,
если Сам Спаситель Своим смирением и терпением не угодил? В пятницу
были допросы, избиения, распятие: "Разделиша ризы Моя себе и о одежде
Моей меташа жребий". С одной стороны были те, кто кричал: "Распни Его!
Распни" и "меташа жребий о одеждах", с другой стороны рыдала Мать
Господа, плакали жены – мироносицы, ученики Его.
Вы же видели Голгофу, когда были в Иерусалиме в храме Воскресения Господня?
Да,
и Голгофу, и камень помазания. Я в Горненском монастыре проходил по
территории и вдруг увидел колючку, поднял ее и рассмотрел – это
терновник, шипы у него сантиметра два, два с половиной, какие они
колючие, хотел взять с собой, но не смог оторвать. Действительно,
терновник вился, и Ему венок витой сделали, а шипы там страшные,
колкие. В Храме Воскресения Спасителя в Иерусалиме, как входишь, лежит
большая плита: на этом "камне помазания" лежал Христос, снятый со
Креста. Его Тело обвили пеленами и положили во Гроб. И для нашей
наглядности в Великую Пятницу в храме делается вынос Плащаницы. И вот
выносишь Плащаницу, и слышишь рыдания, народ представляет, что Его
выносят в это время. Хор поет "Благообразный Иосиф с древа снем
пречистое Тело Твое…"
В три часа принято выносить из алтаря
Плащаницу, несет ее на руках, поднятыми над головой, священник. Народ
стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется погребальное пение и
дивный прекрасный канон Великой субботы "Волной морскою". Последняя
песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: "Не
рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси
Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко
Бог, верою и любовию Тя величающыя".
После выноса Плащаницы
читается канон "Плач Божией Матери", очень трогательный, читать его
невозможно, как она Его оплакивает: "Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое
Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече
Чистая: но даждь слово, Благий, Рабе Твоей. Волею, Сыне Мой, и Творче,
терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше предстоящи у Креста со
возлюбленным учеником. Ныне Моего чаяния радости и веселия, Сына Моего
и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем! Чистая плачущи
глаголаше".
Затем отпуст, и прикладывание к Плащанице.
Погребение Плащаницы в Псково – Печерском монастыре совершается с
пятницы на субботу, а мы совершаем к вечеру, к десяти часам. Долгая
служба в Великую Пятницу, но без Литургии, с чтением канонов, Крестным
ходом, когда Плащаницу обносят вокруг храма как покойного… После
Крестного хода впервые читается Евангелие о Воскресении Спасителя,
который "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с
разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный".
Как
проходит, отец Евгений, Богослужение в Великую Субботу, на нее обычно
мало обращают внимания, все заняты домашними делами и приготовлением к
Пасхе.
Начинается Литургия с вечерни: "Господи воззвах",
читаются часы, паремии перед Плащаницей. В алтаре и певчие на хорах
поют: "Славно бо прославися!" Перед чтением Евангелия батюшки одеваются
в белые одежды: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех
языцех…", и совершается Литургия Василия Великого, которая служится
всего 10 раз в году. После Литургии опять дается целование плащаницы. И
до вечера.
В 11 часов начало Полунощницы предпасхальной, канон
Великой субботы читается священником: "Восстану и прославлюсь",
священник делает поклон, берет на голову Плащаницу и уносит в алтарь.
Потом минут пять молчок в ожидании Ангельского пения: в алтаре запевает
священник: "Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех".
Первый раз поется тихо, второй раз погромче и в третий раз еще громче
до середины, открываются Царские врата и хор запевает "и нас на земли
сподоби" и пошел Крестный ход. Все только поют "Воскресение Твое,
Христе Спасе, Ангели поют на небесех" – останавливаемся у врат храма,
ожидая часы – 12 часов – "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей,
и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Начинается пасхальное Богослужение.
Чтобы Вы сказали о существовании в миру в Страстную седмицу?
В
Страстную седмицу надо избегать веселья: все – таки скорбные дни,
печальные дни, и стараемся эти дни особенно отметить, сострадать
Спасителю, чтобы не напрасны были его страдания и все, что он претерпел
ради нашего спасения. Когда ему разбойник на Кресте сказал: "Помяни мя,
Господи, когда приидиши во Царствие Твое" – этим самым он
засвидетельствовал Господу, что не зря Ты страдаешь, я – грешник, но
обратился к Тебе: "Помяни мя, Господи".
Этот разбойник – первый,
который исповедовал Иисуса Христа, как Бога, принявшего страдания ради
спасения людей. Господь в этом был удовлетворен, что не зря Он
страдает, не напрасно, что уже есть один, который обратился на кресте,
и Господь сразу сказал: "Истинно говорю тебе: ныне со Мной будешь в
раю". Не замедлил -помиловал. А другой разбойник хулил Господа, что
показывает, и у нас будут разногласия, не будет одного мнения, не будет
такого, что все будут поклоняться и хвалить Господа, прославлять
Спасителя, будет и другое.
Мы помним и 70 – летие богоборческое,
но кто -то умолил, и Господь проявил Свою милость, и вернулась к нам
вся вера и благочестие. Не бесплодны были страдания Твоя, распятие и
смерть. Плод принесен – многие миллионы обратились, стали верующими, а
сколько Святых, сколько мучеников! Страстная седмица насыщена
воспоминаниями страданий Спасителя, и дает нам надежду на спасение: не
зря всё было, не зря. Нашлись люди, которые кричали: "Распни Его,
распни!" Но нашлись и те, кто благоговел перед Ним, прославлял и просил
помянуть во Царствие Своем".
Протоиерей Евгений Пелешев
|