РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

В Псковской филармонии состоялся грандиозный Рождественский концерт епархиальных хоров

Страстная седмица

21 июля явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)

Неделя 3-я по Пасхе святых Жен Мироносиц

Неделя Всех святых на Земли Русской

8 сентября в Пскове отмечают великие события

Люта зима, но сладок рай

4 июня Русская Православная Церковь чтит память Святых отцов Первого Вселенского Собора

Глас вопиющего в пустыне

Всякий человек в мире, у которого есть душа, должен тянуться к России

Все завязаны на России

8 января Собор Пресвятой Богородицы, Праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Запад должен принимать Православие - у него нет другого выхода

Рождественский Филиппов пост

Россия страна Православная или многоконфессиональная

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Сегодня отмечается 20-летие Чернобыльской техногенной катастрофы

Паломнические службы ориентированы на душу, ориентированы на то, чтобы до человека донести Бога, донести Истину

10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская

12 августа память мученика Иоанна Воина

 
Архив новостей, ч.5
 
Страстная седмица
01-10-2009


Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию, и каждый называется Великим. В Богослужении Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть для жизненных наслаждений ради Него, чтобы пожить с Ним. Все страстные события умещаются в три дня: Великий Четверг, Великая Пятница и Великая Суббота, и есть один важный контекст трагических событий последних дней Господа на земле, он связан с работой сатаны.

Информационная служба Псковской епархии разговаривала о Страстной седмице с одним из старейших священнослужителей Епархии, настоятелем храма Святой великомученицы Варвары в Печерах протоиереем Евгением Пелешевым:


"В то время ведь не было никаких репортеров и журналистов, и мы верим тому, что написано в Евангелие. Я его хорошенечко просмотрел снова, и там повествуется, что после Входа в Иерусалим Господь учил народ в Храме, к Нему приходили люди, рядом были и ученики. Церковь призывает нас подготовиться к страстным дням: со среды начинают поносить Иуду. Он в среду сходил к первосвященникам и сказал, что вы мне дадите, и я вам Его предам. Договорились о цене предательства Иисуса Христа тридцать сребреников. Великая Среда – день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В понедельник и вторник служится Литургия Преждеосвященных Даров, последняя – в среду, и читается в последний раз великопостная молитва: "Господи и Владыка живота моего…"

Самый важный день, можно сказать, для спасения человечества – Великий Четверток, Чистый Четверг, потому что Господь в этот день установил Таинство Евхаристии и оставил себя Церкви на все времена: "ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем". В этом Таинстве мы со Спасителем соединяемся самым теснейшим образом через причащение. Для нас, как верующих людей, для Церкви этот Четверг является самым спасительным. Господь воскрес, а потом вознесся, оставив землю, но Себя Он оставил в Таинстве Причащения. Великий Четверг сугубо почитается в Церкви, и люди к этому дню особенно приготавливаются и причащаются. Я ребенком жил в Эстонии и ходил в эстонскую школу, тогда там не было советской власти, и учительница нас готовила к этому дню. Мы шли маршем в церковь нашу деревенскую, исповедовались и причащались в Великий Четверг. У нас и урок начинался с молитвы "Царю Небесный", а заканчивалось учение благодарственной молитвой.

К Великому Четвергу готовятся все верующие люди, и день этот был тогда не рабочий. Спасительные дни в Страстную седмицу начинаются с Четверга. На Тайной Вечери, где Господом было установлено Таинство Евхаристии, Господь остался на прощальную, самую большую беседу со своими учениками, которых наставлял. Мне недавно, Божией милостью, удалось побывать в Иерусалиме, там я видел Горницу, где Господь беседовал со своими учениками и учил их Таинству Евхаристии – большая, красивая, как наш храм, с колоннами.

Богослужение Четверга начинается с утрени в четверг, а у нас начинается Богослужение с правила ко Святому причащению, потом исповедь, слово причастникам говорится, читаются часы, изобразительное, Литургия начинается с вечерни, паремии читаются, стихира поется: "Господи воззвах", читаются Евангелие, Апостол – долгая служба. С Трисвятого Литургия св. Василия Великого уже входит в свое русло, но нет заупокойной ектеньи, и записки поминовения не читаются. Вместо Херувимской песни, причастного стиха и песни: "Да исполнятся уста наша…", поется одна и та же песнь: "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…"

Отец Евгений, а можно ли остановится на молитве, которую читает священник перед Чашей во время причащения? Все ли мы ее понимаем?

В Церкви, когда батюшка выходит с Чашей и говорит: "Со страхом Божиим и верою приступите", потом читается молитва св. Иоанна Златоустого о нашей готовности к причащению. "Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз". Здесь указывается на то, что пришел Спаситель спасти грешных, а "от них же первый есмь аз". "Еще верую, яко Сие есть самое Пречистое Тело Твое, и Сия есть самая Честная Кровь Твоя" – мы стоим перед Чашей как перед Самим Спасителем. "Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная" – здесь человек просит, молится: Господи, прости меня, прости прегрешения мои, вольные и невольные. Мы не готовы, помните, когда священник поднимает в алтаре Агнца и говорит: "Вонмем! Святая Святым!" – то есть только Святые могут причащаться и к этой Святыне приступить. Певчие поют: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос во Славу Бога Отца. Аминь". Мы сознаем, что "Един Свят" только Господь, а мы остальные – грешники, но просим, по милости Божией, Господи, сподоби меня приступить ко Святому Причащению. Здесь проявляется вера человеческая: хоть я недостоин, но прости меня и позволь мне причаститься Святых Твоих Христовых Тайн.

"Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими" – мы уподобляемся Апостолам, которых Господь причастил в Горнице, когда установил Таинство Причащения. Далее: "не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем" – я никогда не был твоим врагом и не предам, как Иуда лобзанием, но сподоби причаститься, Господи. В этих словах молитвы воспоминаются страсти Христовы: и распятие, и разбойник на кресте: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем". "Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела" – человек перед причащением должен особенно благоговеть, подготовить себя к этому событию, потому что он принимает Самого Спасителя. И если мы к этому подходим легкомысленно, только как к ритуалу, то это будет нам не полезно, а будет "в суд и во осуждение".

Недавно причащал молодого мужчину, ему сорок с небольшим, он уже почти приговорен к смерти, причастил его, а дня через три встретил его родных, и мне говорят: "Знаете, батюшка, ему стало легче, поесть попросил, ободрился и просит еще его причастить". А ведь давно уже есть не мог, но человек получил облегчение духовное, значит, какая – то благодать коснулась его в принятии Святых Христовых Тайн, раз пошло немного на поправку. Слава Богу, значит, Господь его посетил. К великому сожалению, бывает, заставляют причаститься, а человек понятия не имеет, что это такое, какое это великое Таинство. Молитва перед причащением – одна из очень сильных молитв, сакральная. Здесь собрана вся душа верующего человека, обращенная к Богу в этой молитве. Это очень нужная и умная молитва Иоанна Златоустого, все в ней продумано. Но это Господь дает. Мы так не умеем, не можем так, как составляли молитву великие Святители Божии.

Какой путь далее был у Христа?

Потом Господь пошел в Гефсиманию молиться со своими учениками. Получается, фактическое начало Страстной седмицы с четверга. Мы были в Гефсимании, видели эти деревья, где спали Апостолы, камень, на котором Он молился один. Уже поздно в четверг Его в Гефсимании предал Иуда. Господь избрал такой знак предательства – лобзание. Значит, лобзание не всегда бывает любвеобильным, а может быть и предательским, и деньги, жадность к деньгам победила любовь Иуды, и он предал Учителя из-за 30 сребреников. Вечером Великого Четверга опять самая длинная служба в году: утреня с чтением 12 – ти Евангелий, в которых час за часом рассказывается о событиях Страстей Христовых: от предательства до смерти и погребения.

Читаются три отрывка из всех четырех Евангелий, каждый Евангелист описывал фактические события одинаково, но событийно немного по – разному, как видели. Допустим, отречение Петра видел Иоанн Богослов, а других учеников тогда не было. Раньше, как уже говорил, четверг был нерабочим днем, и пятница тоже – надо было непременно на Великую Пятницу быть в храме. Не работали и на Пасхальной седмице. И если кто – то не причастился в Великий Четверг, то на вынос Плащаницы в пятницу собирается весь народ.

Иисуса Христа постановили предать смерти первосвященники – умные люди, учителя, почему?

Они были учителями Закона, но старались и заботились о себе, а не о прославлении Господа, смотрели на Него как на князя, не понимали, что это Спаситель, думали о Царстве на земле, и видели в нем Царя земного, а у Спасителя была другая миссия – Он пришел спасти род человеческий от проклятия. Первосвященники, фарисеи считали себя учителями Закона, народ должен был их слушать и идти за ними. А тут явился некто, творящий чудеса, плотник из Назарета, а мы разве хуже Его? Бога хвалят, а почему не нас? Тут и предательство первосвященников и книжников, заговор – и все основано на зависти, а это страшное дело, когда человек сам не живет в радости и людям не дает жить. И по сие время это продолжается.

Но Спаситель шел на страдания и мучения, а не только для того, чтобы Его прославляли. Это было от века определено, чтобы спасти род человеческий, и это есть тайна от века: должен прийти в мир Спаситель, должен пострадать, претерпеть, пролить Свою кровь и омыть "кровию честною" грехи наши. Народ по – разному это понимал и воспринимал: многие хотели жить богато и счастливо и верили, что с приходом Царя наступит Царство земное, а другие верили, что пришел Спаситель. Солнце не всем угождает, а как же можно угодить человеку, если Сам Спаситель Своим смирением и терпением не угодил? В пятницу были допросы, избиения, распятие: "Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий". С одной стороны были те, кто кричал: "Распни Его! Распни" и "меташа жребий о одеждах", с другой стороны рыдала Мать Господа, плакали жены – мироносицы, ученики Его.

Вы же видели Голгофу, когда были в Иерусалиме в храме Воскресения Господня?

Да, и Голгофу, и камень помазания. Я в Горненском монастыре проходил по территории и вдруг увидел колючку, поднял ее и рассмотрел – это терновник, шипы у него сантиметра два, два с половиной, какие они колючие, хотел взять с собой, но не смог оторвать. Действительно, терновник вился, и Ему венок витой сделали, а шипы там страшные, колкие. В Храме Воскресения Спасителя в Иерусалиме, как входишь, лежит большая плита: на этом "камне помазания" лежал Христос, снятый со Креста. Его Тело обвили пеленами и положили во Гроб. И для нашей наглядности в Великую Пятницу в храме делается вынос Плащаницы. И вот выносишь Плащаницу, и слышишь рыдания, народ представляет, что Его выносят в это время. Хор поет "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое…"

В три часа принято выносить из алтаря Плащаницу, несет ее на руках, поднятыми над головой, священник. Народ стоит у плащаницы с зажженными свечами. Поется погребальное пение и дивный прекрасный канон Великой субботы "Волной морскою". Последняя песнь Субботнего канона особенно умилительна и любима народом: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя".

После выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери", очень трогательный, читать его невозможно, как она Его оплакивает: "Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, Рабе Твоей. Волею, Сыне Мой, и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше предстоящи у Креста со возлюбленным учеником. Ныне Моего чаяния радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем! Чистая плачущи глаголаше".

Затем отпуст, и прикладывание к Плащанице. Погребение Плащаницы в Псково – Печерском монастыре совершается с пятницы на субботу, а мы совершаем к вечеру, к десяти часам. Долгая служба в Великую Пятницу, но без Литургии, с чтением канонов, Крестным ходом, когда Плащаницу обносят вокруг храма как покойного… После Крестного хода впервые читается Евангелие о Воскресении Спасителя, который "во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный".

Как проходит, отец Евгений, Богослужение в Великую Субботу, на нее обычно мало обращают внимания, все заняты домашними делами и приготовлением к Пасхе.

Начинается Литургия с вечерни: "Господи воззвах", читаются часы, паремии перед Плащаницей. В алтаре и певчие на хорах поют: "Славно бо прославися!" Перед чтением Евангелия батюшки одеваются в белые одежды: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…", и совершается Литургия Василия Великого, которая служится всего 10 раз в году. После Литургии опять дается целование плащаницы. И до вечера.

В 11 часов начало Полунощницы предпасхальной, канон Великой субботы читается священником: "Восстану и прославлюсь", священник делает поклон, берет на голову Плащаницу и уносит в алтарь. Потом минут пять молчок в ожидании Ангельского пения: в алтаре запевает священник: "Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех". Первый раз поется тихо, второй раз погромче и в третий раз еще громче до середины, открываются Царские врата и хор запевает "и нас на земли сподоби" и пошел Крестный ход. Все только поют "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех" – останавливаемся у врат храма, ожидая часы – 12 часов – "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь". Начинается пасхальное Богослужение.

Чтобы Вы сказали о существовании в миру в Страстную седмицу?

В Страстную седмицу надо избегать веселья: все – таки скорбные дни, печальные дни, и стараемся эти дни особенно отметить, сострадать Спасителю, чтобы не напрасны были его страдания и все, что он претерпел ради нашего спасения. Когда ему разбойник на Кресте сказал: "Помяни мя, Господи, когда приидиши во Царствие Твое" – этим самым он засвидетельствовал Господу, что не зря Ты страдаешь, я – грешник, но обратился к Тебе: "Помяни мя, Господи".

Этот разбойник – первый, который исповедовал Иисуса Христа, как Бога, принявшего страдания ради спасения людей. Господь в этом был удовлетворен, что не зря Он страдает, не напрасно, что уже есть один, который обратился на кресте, и Господь сразу сказал: "Истинно говорю тебе: ныне со Мной будешь в раю". Не замедлил -помиловал. А другой разбойник хулил Господа, что показывает, и у нас будут разногласия, не будет одного мнения, не будет такого, что все будут поклоняться и хвалить Господа, прославлять Спасителя, будет и другое.

Мы помним и 70 – летие богоборческое, но кто -то умолил, и Господь проявил Свою милость, и вернулась к нам вся вера и благочестие. Не бесплодны были страдания Твоя, распятие и смерть. Плод принесен – многие миллионы обратились, стали верующими, а сколько Святых, сколько мучеников! Страстная седмица насыщена воспоминаниями страданий Спасителя, и дает нам надежду на спасение: не зря всё было, не зря. Нашлись люди, которые кричали: "Распни Его, распни!" Но нашлись и те, кто благоговел перед Ним, прославлял и просил помянуть во Царствие Своем".

Протоиерей Евгений Пелешев





 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11