РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
31 Неделя по Пятидесятнице.
21-01-2006


В воскресение, 22 января в нашей Церкви читается на Литургии Евангельский отрывок от Матфея: IV. 12-17. Комментирует Евангельское чтение священник Андрей Таскаев:
«Когда говорят: где же рай, где же ад - мы не знаем места, где находится рай, где находится ад, но не в этом сущность, сущность в том, что рай и ад начинаются в душе каждого человека. И ад, и рай находятся в наших сердцах, в наших душах. Мы можем жить физически на земле, но душой уже быть в аду, или в раю, что зависит только от нас. Мы сами выбираем, где нам жить. Не Бог выбирает, а мы. На Страшном Суде не Бог будет говорить: ты мне противен, отойди в ад, или - ты хороший, иди в рай. Это было бы, как мы сказали, «непохоже на Бога». Он любит всех, Он милостив ко всем, Бог есть Любовь, и Он желает всем спастись. Солнце светит над добрыми и злыми, и Господь для всех - добрых и злых.

Выбор заключается в нас: один выбирает Бога, другой – не выбирает. И на Страшном Суде не Бог будет распределять, кто по правую сторону будет от Него, а кто встанет по левую, а человек сам пойдет в место, подобное себе. Ему рай незачем, рай ему не нужен. Он всю жизнь прожил в грехе, в грязи и ему рай непонятен и неинтересен, он будет находиться в аду и мучиться своими страстями и пороками. Здесь, на земле, он к ним привык, а там у него не будет возможности удовлетворять эти страсти, и это будет страшно и безконечно мучить.

Что значит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», как призывал Иоанн Креститель Израиль? Для нас это означает: Покайтесь, потому что наступило время, когда человек уже здесь, на земле может выбрать: жить с Богом, и иметь радость и благодать, или жить без Бога. Но так, как Царство Божие приблизилось, Бог желает, чтобы мы жили в радости с Ним и говорит нам: Покайтесь. Я вас прошу: попросите прощение и примиритесь со Мной, и Я дам вам благодать, невиданную доселе человеку, ибо «Приблизилось Царство Небесное».

Русский народ - уникальный народ, он всю догматику и вероучение перевел в поговорки и пословицы, и есть хорошие выражения: «на душе кошки скребут», или «душа поет» - это два разных состояния человека. Если вдуматься, «кошки скребут», когда бывает на душе так больно, так страшно и уныло, что готов душевные страдания заменить физическими муками, лишь бы не было душевных переживаний, и не знаешь, как из них выйти. А это ведь совсем небольшая часть адских мук. И наоборот, когда душа цветет и поет, человек, как цветок распахивается, готов всех людей обнять, всех любить, тебе хорошо – это одна частица райских сладостей здесь на земле.

В этот воскресный день Святая Церковь, как заботливая мать напоминает, что нам нужно вспомнить еще раз праздник Богоявления и предпринять усилия, чтобы быть участниками этого праздника. Это первая Неделя (воскресение) после Богоявления, в которой еще раз нам напоминается о том, что произошло с человеческим родом и что мы должны предпринять, чтобы принять Христа.
Напомню, кем был Иоанн Креститель для человечества. Это был Святой, предтекший Спасителю, приготовивший Ему путь.

Земному царю, царю государства обычно слуги прокладывая дорогу, расчищают ее от препятствий, или украшают цветами и коврами. Для принятия Царя Небесного осуществляется совсем другая подготовка. Царь Небесный приходит, чтобы спасти человеческие сердца и души. Цель прихода Спасителя – войти в человеческое сердце, и поэтому человеческие сердца нужно было приготовить к этому приходу. А какие у нас сердца зачастую? Гордые, коварные, лукавые, унылые, находящиеся в отчаянии – сердца и души с изъянами. Вот эти изъяны Предтеча и пришел уничтожить, чтобы Господь спокойно вошел в очищенные сердца - их нужно было «выровнять».

В Евангелии есть такие слова: Всякая гора понизится, всякий дол да наполнится. Когда люди приходили на берега Иордана и просили креститься, Иоанн Креститель через покаяние совершал первую исповедь – крестил их. Но крестил не в нынешнем понятии, как мы сейчас понимаем – Духом Святым и Огнем, о чем Иоанн Креститель и предрекал: «Я крещу вас водою, но идет креплий меня, Он будет крестить вас Духом Святым и Огнем» - и мы теперь принимаем крещение во Имя Отца и Сына и Святаго Духа в жизнь вечную. Крещение же Иоанном Крестителем в водах Иордана можно назвать нынешним языком – исповедью, покаянием. Иоанн Креститель крестил, то есть принимал покаяние народа израильского. А Господь Иисус Христос уже причащал народ. И исповедь ныне предшествует причастию до сих пор.

Для того мы и исповедуемся, чтобы приготовиться к принятию Тела и Крови Христовых, для чего мы и исправляем свои нынешние сердца. Иоанн Креститель исправлял покаянием изъяны в человеческих сердцах: горы высокоумия и гордости понижал, смирял, а низины уныния и отчаяния человеческих сердец наполнял, утешал. Есть призыв в Евангелии Предтечи: «прямыми сделайте стези Богу нашему» – пути наших сердец: лукавство и хитрость, а Иоанн Предтеча вразумлял, выпрямляя «кривые пути». То есть делал все своей проповедью к исправлению наших сердец.

К нему приходили мытари и просили: Как нам спастись? – Делайте то, что вам положено и никого не обижайте. Приходили воины и спрашивали: Как нам спастись? – Выполняйте свою работу и никого не обижайте, не притесняйте. Пророк делал сердца человеческие мягкими, более добрыми для принятия Христа. Для чего люди спускались в воды иорданские? Чтобы омыть свою душу покаянием, Иоанн омывал грехи человеческие водою.

И вот приходит в эти воды Богочеловек Христос, безгрешный Творец всего мироздания, и Иоанн Креститель Духом Святым в себе понимает, Кто к нему подходит. Он понимает, что он, творение, стоит перед Творцом. И ему ясно, что он - раб этого Творца должен возложить на Господина свою руку. И понимает, что у этого Господина, у Бога нет личных грехов, Ему не в чем каяться, Ему незачем омываться. И понятны слова Иоанна Крестителя, который говорит: «я требую Тобой креститься, а Ты ли идешь ко мне»? Как можно крестить Того, у Кого нет грехов, нечего омывать? Иоанн Креститель сам не понимал, какое чудо происходит в это мгновение, что произошло в реках Иорданских. И народ, стоящий по обеим сторонам реки, зная ревностного и строгого подвижника Предтечу, видит странное: муж какой – то входит в реку, ни в чем не исповедуется, а принимает Крещение.

И тут происходит великое чудо, когда Спаситель выходит из воды: разверзаются небеса и Дух Святый не голубем сходит, а «в виде голубине», что прикровенно. И Отец в виде голоса, который услышали все: «се сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Таким образом вся Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух, пока прикровенно, открываются человечеству. Вся Святая Троица проявилась, и это было чудо, которое произошло на глазах, что трудно было вместить человеческому сознанию. На Иордане побыла вся израильская страна за полгода, что крестил Иоанн Предтеча, и омыла все свои грехи, и в этих водах Иорданских собралась вся совокупность грехов, река наполнилась грязью человеческого греха.

Потому на старинных иконах можно видеть в реке нарисованных всяких чудищ, бесов – так показывается, что река наполнена грехами человеческими. И Господь сходит в реку не для того, чтобы омываться от греха, которого у него нет, а чтобы воды омыть, чтобы воды освятить, и эту совокупность грязи грехов взять на Себя. Господь берет на Себя греховную сущность человечества, и из вод Иорданских Он выходит, полон человеческих прегрешений: не Своих личных, а народа, тем самым омывая и воды Иордана. Почему мы воды освящаем в Великий праздник Богоявления? Потому что в это мгновение, в этот день Крещения Богоявления Господь Сам освятил воды Иорданские Своим пришествием, и они Им были очищены от грехов человеческих.

И только через три года эти грехи Господь Иисус Христос в Себе Самом умертвит через Свою смерть, распинаясь на Кресте, распинает эти грехи, и, умирая, в Себе Самом эти грехи умерщвляет. Но, как Бог, Он умереть не может, Он воскресает, и с Собой, а Он соединился с человеческой природой неслитно,неизменно, неразлучно, нераздельно, эту природу воскрешает, но воскрешает, очищенную от греха. Теперь природа человеческая изменена: она стала подобна природе Адама и Евы до грехопадения. Смертью Богочеловека человеческая природа исцелилась через смерть Иисуса Христа, через умерщвление грехов мира в Самом Себе - для того Он и пришел. Началом было Его Крещение, потом смерть и Воскресение – так произошло исцеление человеческой природы. В этом сущность прихода Господа на землю: исцелить падшую человеческую природу. На Рождество Господь рождается в наших душах, но надо, чтобы он вошел в наше сердце через покаяние. А этот выбор за нами».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11