РПЦ, Псковская Епархия, Информационная служба Епархиального Управления
Официальный сайт Псковского Епархиального Управления издается по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского.

Поиск по сайту:

Подписаться на рассылку:
Центр св.Иринея Лионского
Центр св.Иринея Лионского


Переправа - культурно-просветительское ЛГ сообщество и комплексная духовно-светская
программа на православной основе

Фома.Ру

Русская Православная Церковь, Московский патриархат

Фестиваль православных СМИ

Паломнический центр Московского Патриархата

Патриархия.RU

Официальный

 
Интервью
 
19 января Русская Православная Церковь совершает великое празднество Святое Богоявление или Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
17-01-2007


Настоятель храма Святого Апостола Матфея в Писковичах (Псковский район) протоиерей Евгений Найдин рассказывает о событии:

«Есть люди, которые задают мне один вопрос: «Что мне хорошего сделал Бог, что я должен радоваться церковным праздникам»? Я обычно отвечаю: «Если вы испытываете состояние неудовлетворенности, нерадостности, то в этом Бог не виноват. Это следствие какого – то вашего внутреннего греха».

Мы часто слышим: «Вот, Бог дал крест». А откуда этот крест растет? Из сердца человеческого. А кто взращивает этот крест? Каждое сердце человеческое. А что в нашем сердце творится? Мы не знаем - Бог знает.

Так какой крест может взрастить нечистое сердце человеческое? И почему мы ропщем на Бога, если сами виноваты? Если ты сам не трудишься, Бога не просишь о помощи, то причем здесь Господь?

Но мы должны понять, что без Бога мы жить не можем, что мы чада Божии, рабы Божии – христиане. Нам каждому надо еще дорасти до такого состояния, когда Бог нам станет нужен. Он со всеми нами, крещеными и некрещеными, мусульманами и католиками, белыми и черными, но Он, как мы видим, пока не всем нужен.

Главный смысл этих двух великих, рядом стоящих праздников, Рождества Христова и Крещения – Богоявления в том и есть, что Господь пришел к нам, чтобы помочь в борьбе с грехом, но нам необходимо соработать Богу в нашем личном спасении. Мы должны найти место в своей жизни для Бога и соработать Ему, помогать Ему спасти нас, а без нашего внутреннего труда ничего не будет.

Человеку суетному, наполненному грехами, не до Бога, а когда начинаются скорби и человек начинает понимать, что такое грех, переживает его, и хляби души открываются, тогда мы начинаем видеть кто мы и что мы. Человек через покаяние приближается к той нравственной проповеди, которую принес Христос. Во многом, благодаря призыву Иоанна Предтечи, его современники могли принять Христа. Пророк говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», и люди шли к нему в пустыню, чтобы покаяться. В водах Иордана они смывали свои грехи, очищаясь. Узнать Бога можно только через покаяние, и Иоанн Креститель призывал к покаянию, потому что оно позволяло человеку приблизиться к Богу, увидеть Бога.

Пришло время, когда Господь оказался в толпе людей, идущих на Иордан к пророку Иоанну Предтечи, и Ему Иоанн сказал: «Кто я такой, что Тебя должен крестить»? И Господь ему сказал, что так надлежит быть, ибо через это исполняем правду. Господь пришел в мир не в громе молний и славе, как ожидали в еврейском народе Мессию, Царя, а в виде смиренного плотника из Назарета, пришел в толпе кающихся. Когда Иоанн Креститель крестил Его в воде, то все услышали Глас Бога с неба: «се Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» - голос Отца Небесного – первая ипостась Святой Троицы; вторая ипостась Бога – Сам Иисус Христос, и третья – схождение Духа Святого в момент крещения в водах Иордана в виде голубя. Богоявление и означает явление Святой Троицы, что непостижимо человеческому разуму. Как понять Творца, когда мы сами – Его Творение? В момент Крещения, Богоявления, была явлена Святая Троица, и Господь дал нам возможность понять Бога так, как Он Сам Себя показал.

На Синае Господь дал Моисею закон существования человека в ветхом мире, через этот закон люди шли к понятию Бога, единого Бога. К периоду пришествия в мир Христа Ветхий Завет потерял свою соль. За внешним исполнением заповедей Моисеевых был потерян смысл Закона. Поэтому, когда Христос пришел, Он наполнил смыслом Ветхий Завет и принес Новый, новозаветную истину о том, что Бог не только над нами, но и с нами, внутри нас. И человек через нравственное усилие, через благодать Божию может встать на путь обожения. Происходит не встреча с Богом, как в Ветхом Завете, а обожение человека.

Пришел на воды Иордана Иисус Христос без греха, но как человек. Иисус Христос – новый Адам, который взял на себя все естество человека со всеми его особенностями, кроме греха, чтобы показать человеку, что через обожение, через встречу человека с Богом, через заповеди Бога, мы сможем в себе побороть то, что не смог победить Адам и все до явления Христа. Они не смогли покорить свою плоть, свой внутренний мир – духу. Это сделал Христос, поэтому Он - новый Адам. Когда Господь вошел в воды иорданские, и мы все видели, что он Богочеловек. Своей воли до Христа у нас не было, Он пришел, чтобы нас призвать к покаянию. Бог через пришествия Христа Спасителя берет на себя все грехи человека, Он их искупает, Он воскрешает и через Воскресение открывает нам путь к вечной жизни. Он все взял на себя Сам и показывает, что существует возможность человеку с помощью Божией изменить свой внутренний мир, изменить ход человеческой цивилизации, в которой, после падения Адама, в центр мироздания человек поставил не Бога, а самого себя. И вся жизнь после грехопадения стала служением самому себе, служению греху. Господь пришел к нам, чтобы изменить наш внутренний мир «чадо, говорил Господь, дай Мне сердце твое».

Святые отцы говорят: Ты возлюби Бога, и делай что хочешь. Но, чтобы возлюбить Бога, надо очень много потрудиться. А, потрудившись на пути к Богу, возлюбив Его, мы уже никогда не будем делать зла, потому что оно будет чуждо нашей природе.

Чтобы спасти не одного человека, а все человечество, Христос пришел, воплотился, понес страшную тяжесть Богооставленности человека, переломил это в Себе, воскрес и устроил Церковь Христову, дав ей благодатные дары Духа Святаго. Он сохранил нам все возможности для спасения, кроме того, что самого Христа мы не видим, как видели его евреи в Иерусалиме. И Богоявление напоминает нам о том, что Бог рядом с нами и всегда с нами.

Вода - символ чистоты, Иоанн Предтеча омывал народ от греха водой, Господь освятил воду своим вхождением в нее, произошел чин освящения естества воды. Раз в году в Крещение Господне помимо воли человеческой вся вода освящается, и мы знаем, что Бог рядом с нами. Он не трансцендентен, он имманентен каждому человеку в мире. Он вошел в этот мир и изменил природу человека и всей вселенной, Он вошел в воду – и освятил ее. И, вкушая крещенскую Великую агиасму, мы вкушаем освященную, обоженую природу.

Рождество и Крещение – это обожение человека. Поражаешься больше всего не только последовательности в деле нашего спасения, но и тому, как Господь кропотливо, с любовью и терпением, как к маленькому ребенку, относится к человечеству. И пока существуют люди, которые способны принять слово Христово, прорастить его в себе, принять его заповеди и обожиться – смысл жизни человечества сохраняется. И только когда Бог не нужен будет людям, когда забудут о Евангелии, о заповедях, не захотят спасать свою безсмертную душу, тогда и Христос придет.

Человек - существо сложное. Мы, как ветер переменчивы, и в нашем непостоянстве наша сложность. Бог всегда един, Он постоянен и в Его постоянстве суть простоты. Бог прост и непостижим нами, потому что неизменяем. Все, что сказал Господь, так и будет. Каждое слово произнесенное Им, так и будет. И то, что будет наше Воскресение – неизменно, и то, что будет Суд Божий – неизменно, и то, что воздаяние за добро и зло тоже неизменно, и когда мы в суете забываем, что предстанем перед Ним, полезно бы вспомнить, что впереди у каждого ответ перед Богом. Если есть надежда на спасение, а она есть, ничего не потеряно. Как говорят Святые отцы: «ты можешь потерять все, что имеешь, но если веру сохранил – ничего не потеряно».




 
2005г. Информационная служба Епархиального Управления
Дизайн и разработка сайта - Псковский филиал ОАО "Северо-Западный Телеком"
Сайт Московской Патриархии Информационная служба Епархиального Управления Псковская Епархия Архив Архив 1 Архив 2 Архив 3 Архив 4 Архив 5 Архив 6 Архив 7 Архив 8 Архив 9 Архив 10 Архив 11